ЖИЗНЬ

Что нужно знать детям

Класс
Класс Супер Ха-ха Ух ты Кранты Ужас

Самым большим потрясением для меня год назад было понимание того, что дети к школе не готовы.

Они умели читать и писать, они умели драться и различали цвета. Эти мелкие пакостники разбирались в компьютерах и телефонах, различали цвета, умели связываться по сети и играть вдвоем в проклятый MainCraft по сети (я и сейчас этого не умею) на разных устройствах. Они прошли уже пару раз Hitman и Call Of Duty (ой, мамочки меня проклянут за игры 18+), научились убивать зомби и прыгать с дивана об пол с криком «мама, я человек-паук».

Не все из этого нужно в школе.

К концу весны дети должны были успешно пройти тестирование в выбранной мной школе, чтобы их согласились в сентябре принять в первый класс. И научить их отвечать на все вопросы правильно – забота родителей!

Расскажу, как основные навыки прививались у моих детей.

Основные слова, понятия и названия вещей и событий

Должен знать. Свои имя, фамилия, адрес, дата рождения, сколько лет исполнилось. А также имена и фамилии родителей и братьев-сестер. Где и кем работают родители. Основные цвета. Названия основных геометрических фигур.

Практика. Даты рождения детей не знали не только они сами, но и муж. Они так и не помнят, несмотря на все мои старания? Марк считал, что у него несколько имен: Морковка, Марик, Маруся. Матвей сопротивлялся уменьшительным «Мотя» и требовал своего полного имени. Но зато они прекрасно выучили полные имена родителей. Плоды принес последний месяц – весь список дети знают.

Чтение и письмо

Должен знать. Алфавит. Слоги. Уметь прочитать простой текст по слогам (из нескольких предложений). Написать или скопировать простую фразу («Мама мыла раму»). Выучить несколько стишков. Знать традиционные сказки («Колобок», «Красная шапочка» и такие же). Знать всю вселенную Marvel не обязательно. Управляться ручкой и карандашом, чертить линии, штрихи, уметь закрашивать фигуры в пределах контуров.

Практика. Время от времени мы случайно узнаем о том, что пределы их знаний гораздо шире, чем нам казалось. Младший как-то раз «засветился» со знанием основ английского, а до его пяти лет мы не знали, что он умеет писать и читать, а он умел! Старший умел читать, но у него в голове прочитанные слоги никак не связывались в слова, а слова – в предложения. Так что как только мы собирались их чему-то научить, выяснялось, что они уже знают и умеют – один научился в садике, другого научили сестры.

Математика

Должен знать. Цифры до 10 и операции с ними: прямой и обратный счет, складывание и вычитание. Не обязательно в уме – хоть на пальчиках, хоть на шишечках, но уметь считать и понимать логику вычислений. Должен успешно пройти графический диктант.

Практика. Сейчас они оба умеют считать достаточно быстро и правильно и знают счет до 10 на русском, казахском и английском. Чего мне это стоило – вам лучше не знать.

Логика мышления

Должен знать. Времена года, месяцы, дни недели. Времена суток и их порядок. Отвечать на простые вопросы о времени («сейчас утро или вечер»), временах года («когда идет снег, желтеют листья «), днях недели («какой день будет после вторника»). Должен достаточно свободно оперировать обычными будничными понятиями – из чего готовится пища, как растут яблоки, трава зеленая, салат готовится из овощей, мама любит папу, почему нужно что-то делать. Больше, меньше, раньше, позже – и еще тысячи мелочей из которых складывается повседневная жизнь. Навык обобщения (выявить общее качество среди нескольких картинок), навык исключения (убрать из группы предметы или картинки, не подходящие к основной группе). Сходства и различия (помидор и огурец – овощи, но помидор красный, а огурец зеленый). Запоминать пять слов (картинок) из десяти. Уметь рисовать «правильного» человечка: у него должны быть глаза, руки, ноги, пальцы, одежда, волосы и все остальное.

Практика. В простых и понятных вещах и событиях дети ориентировались хорошо. Но все, что касалось абстрактных «времен года», «месяцев», «дней недели» было непостижимым. Вдолбить им эти понятия (школа же требует!) было трудной задачей, но я, кажется справилась. Рисовать человечка «правильно» старший учился в садике весь год перед школой, а младший и не собирался учиться (пусть сейчас в мини-центре тренируется).

Коммуникативность

Должен уметь. Сосредотачиваться на выполнении задачи. Понимать и выполнять просьбы. Уметь договариваться со сверстниками. Отвечать на вопросы – как можно полнее.

Практика. Они сами перестали драться год назад и научились договариваться. Я им помогала, но моего влияния было не много. Общаться с другими детьми они тоже способны в разумных пределах, но – каждый по своему. Проблемы с коммуникацией есть – как и у каждого ребенка, который в одночасье из уютной квартирки, где он был царь и король, вдруг был брошен в океан таких же царей и королей. Не все способны адекватно и быстро перестроиться, не все готовы признать за сверстниками их право на самоопределение. Конфликты неизбежны, но пока они не настолько серьезны, чтобы волноваться, и легко гасятся, не перерастая в затяжные войны. При это многие дети без проблем адаптируются в жизни к коллективе. А у кого-то очень явно вырисовывается, с какими трудностями может столкнуться маленький принц уже в ближайшем будущем. Характер уже виден. И исправить его нельзя. Можно только заставить соблюдать правила социума, можно скорректировать поведения – пока вы имеете хоть какое-то влияние на детей. Или смириться с нарушениями этих правил.

Чтобы вам было чуть легче

Вы тоже готовите ребенка к школе? Ну так я хочу вам немного помочь.

Знаете ли, я сама сторонница естественного воспитания – мол, все придет само. Но к школе выясняется, что от владения нужными навыками слишком уж зависит будущее ребенка в начальной школе.

Вот такой набор поможем вам научиться всем необходимым к школе навыкам, а принципы коммуникативности и логики вы уж как-нибудь постарайтесь объяснить сами.

Класс
Класс Супер Ха-ха Ух ты Кранты Ужас
ВВЕРХ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: