К системе образования в целом и к педагогам в частности у общества всегда много вопросов. В идеале её основная функция, как утверждал один из идеологов международного просвещения, обучать учащихся, а не поставлять статистические данные об их численности. Редакция FACTUM решила наглядно проиллюстрировать жителям Усть-Каменогорска, что из себя представляет эта система в областном центре Восточного Казахстана и по каким канонам она живет. Начать разговор о школьном образовании мы решили с интервью с исполняющим обязанности руководителя городского отдела образования Дмитрием Журавлевым. Для удобства читателей оно будет разбито на несколько частей, так как включает в себя множество различных аспектов.
Часть первая: коррупция и где найти еще денег
F: Начался учебный год, и традиционно остро встал вопрос о коррупции в школах. Кто-то обвиняет администрации школ в поборах, а кто-то не может подарить учителю букет цветов, так как педагогический состав буквально затравлен всевозможными проверяющими и запретами. Как понять, что можно и что нельзя и родителям, и учителям?
– Как мы говорим, не является взяткой какой-то подарок до двух МРП, то есть стоимостью около 4000 тенге. Хотя до двух МРП – это тоже, получается, взятка, если начинать разбираться глубже. Есть такое положение, есть закон, и в итоге за это административно привлекают. Мы говорим о том, что есть праздничные мероприятия в школах. Цветы для педагога – это уважение от лица родителей, уважением к тому, что он ребенку дает, поощрение, может быть, и так далее. Нельзя рассматривать это как какой-то коррупционный риск. Но, если мы будем говорить о сотовом телефоне, айфоне или других каких-то материальных подарках, то здесь уже такой подарок будет рассматриваться как коррупционный риск и уже непосредственно – наличие коррупции. Нужно это понимать.
F: Почему это происходит?
– К сожалению, сфера образования, действительно, является одной из самых коррумпированных на сегодня. Мы находимся на виду у всех, общественности. То есть у нас большая часть услугополучателей – это наши же родители. Мы сегодня говорим, что у нас новые веяния, новое время. Многие задают вопрос: в чем отличие старого и нового образования, раньше же не было столько жалоб, а сегодня есть? Так вот раньше госуслуги как таковые не были обозначены. Сегодня они обозначены, в том числе и в образовании. Наши школы в среднем оказывают от трех до двенадцати государственных услуг. А если присутствует государственная услуга, значит, есть стандарт, есть положения, которые регламентированы различными нормативно-правовыми актами. Так вот, сейчас, на сегодня, одну из проблем я вижу в том, что к школе стали относится как к услугодателю. Но это не всегда так получается, потому что в школе все равно идет живое общение. Не просто – родитель пришел, отдал документы, все, ему через 15 дней дали ответ – приняли или не приняли. Конечно, сегодня делается очень много и министерством образования, и правительством по улучшению оказания таких государственных услуг. В том числе и перевод их в цифровые.
F: Вообще реально остановить политику обвинения в коррупции? Что для этого нужно сделать?
– Мы говорим об открытости. Школа – открытый орган. У нас существуют попечительские советы. На сайте отдела образования, на сайте каждой школы есть список тех членов, которые вошли в состав попечительского совета. Есть типовые правила их деятельности. Ежегодно состав этих советов меняется. Кроме состава попечительского совета в каждой школе есть родительский совет, куда входят председатели от каждого класса. Здесь просто нужно наладить работу самой системы, работу родительской общественности и попечительского совета. На сегодня, попечительскому совету дают очень много полномочий. К примеру, у себя внутри они формируют различные комиссии. Они рассматривают, как правильно выполняются те или иные постановления, расходуются финансовые средства. По сути, попечительский совет – это такая прослойка между родительской общественностью и администратором финансовой программы. То есть они нам подают заявки, обозначают, мы как администраторы финансов готовим заявку в отдел управления образования и в отдел экономики. В интересах директора, чтобы внутри школы, внутри класса никаких сборов денег не происходило.
F: То есть, если школе срочно нужны дополнительные деньги, то брать она их должна из средств благотворительного счёта?
– На сегодня – да. Прорабатывается открытие именно благотворительного счета. Я могу смело говорить, что на сегодня где-то 65-70% школ открыли эти счета. Но, к сожалению, об их работе я не могу сейчас сказать со стопроцентной уверенностью, что они полностью начали функционировать в том направлении, о котором мы говорим. У каждой школы есть свой электронный адрес, свой Устав, есть в каждой школе бухгалтерия, есть свой счет, финансовый счет. Бухгалтер работает, к нему добавляется еще один счет, потому что попечительский совет может работать по двум направлениям. Первое направление – самостоятельное. То есть он открывает сам счет, он везде регистрируется и работает как отдельный орган. Но никто на это не идет, потому что, сами понимаете, какие-то деньги брать – это чревато большими последствиями. Никто на себя не может взять, нет таких людей на сегодня, к сожалению, у нас в городе. Второе направление – это когда при школах, то есть в школах открывается второй счет. Но если открывается второй счет, на него действуют те же правила, что и на первый счет, по тем же госзакупкам. Просто так с этого счета, допустим, снять деньги и поощрить путевками лучших учащихся не получится. То есть это надо будет в ноябре месяце закладывать бюджет, планировать полностью, и уже по итогам года уже делать какой-то анализ, выводы. Это заранее нужно предусмотреть. А у нас как обычно: идет работа, она поставлена. Вот, допустим, хотим провести такой-то конкурс, например, «Лучший ученик года» и поощрить его путевкой в «Диснейленд». Столько денег надо! Но, я думаю, все равно приведем к соответствию, потому что есть соответствующее поручение со стороны Агентства по делам госслужбы.
Статьи:
Скоро:
Часть вторая: О субботниках, праве педагога на отказ и снова о деньгах
Часть третья: Об экспериментах, латинице, трехязычии и уроках на природе
Часть четвертая: О медиках, полицейских в школах и о том, куда они пропали