04:01 | 26 ноября 2024 | Вторник

Спасение или удавка? Эксперты обсудили роль госзаказов в СМИ

В рамках Медиа Курултая эксперты в области масс-медиа обсудили тему государственных заказов в СМИ, сообщает Kursiv.kz. Несмотря на многолетнюю практику работы между государством и журналистами, до сих пор отсутствует система измерения эффективности затрат, финансирование для частных СМИ остается закрытым, считают эксперты, а в министерстве не исключают возможности в будущем пересмотреть механизм распределения госзаказов или вовсе их упразднить.

«Несмотря на то, что мы занимаемся этой темой более 5 лет, по-прежнему считаем, что система недостаточно эффективна, недостаточно прозрачна, это советское наследие, от которого нужно избавляться», – высказала свою точку зрения директор правового медиа-центра Диана Окремова во время XI «Медиа Курултая».

Дина Окремова / Фото: СМИ

Но в распределении государственных заказов на размещение информации в СМИ появились и положительные изменения.

«Появились правила, стало что-то более понятным, и появилась балльная оценка СМИ. Наконец, мы можем видеть, по каким критериям СМИ получают деньги. За 2018 год еще не все средства потрачены, но уже выдали около 40 млрд тенге. В прошлом году общая сумма составляла 54 млрд тенге. Традиционно большая часть госзаказа приходится на ЮКО, Алматы и Астану. Самые скромные аппетиты у Мангыстауской, Костанайской и Актюбинской областей – здесь меньше всего используют госзаказ», – отметила спикер.

Но вопрос прозрачности финансирования частных СМИ государством остается открытым.

«В прошлом году мы сделали официальный запрос, чтобы узнать, сколько государство тратит на частные СМИ, потому что все, что касается государственных СМИ, известно. Но министерство решило отнести эти сведения к засекреченной информации. Это было для нас полнейшей неожиданностью. Мы не можем получить информацию кто именно и сколько денег получил. Мы проиграли суды всех инстанций. Здесь здравого смысла нет, есть чиновничья солидарность, поскольку суды зачастую поддерживают решения госорганов», – считает она.

По ее словам, аргументация министерства заключается в том, что, если население будет знать, кто и сколько получает из бюджета денег, это будет снижать доверие к СМИ.

«Что касается тенденции, то госзаказ увеличивается в регионах примерно на 1-2 млрд тенге. Госзаказ уходит в интернет, все больше получают сайты, люди и так далее. Самая плохая тенденция – непрозрачность процедур и закрытость информации. Если раньше я это называла лукавством со стороны министерства, то теперь это лицемерие. Когда министр одновременно говорит о том, что журналистика потеряла остроту и в это же время не делает ничего, чтобы не закрывался сайт Ratel.kz, скрывают сведения о бюджетных расходах и в это же время говорит о том, что нужно улучшать ситуацию с доступом к информации, мне кажется, это лицемерие. Если так продолжаться будет и дальше, увеличится пропасть между министерством и журналистами, СМИ, медиа-сообществом и населением Казахстана», – поделилась Диана Окремова.

По ее словам, борьба продолжится, будут направлены обращения в бюро по правам человека ООН, поскольку нарушается базовая вещь – свобода доступа к информации.

«5 лет назад у нас была голубая мечта – изменить систему, чтобы создать для медиа-рынка конкурентоспособную среду, честные условия для развития. С прошлого года мы поняли призрачность мечты. Теперь мы будем добиваться реализации права граждан на доступ к информации. Эта тема обществу не очень интересна. Люди в целом у нас недостаточно активны. Но когда министерство отказало, и мы начали судебный процесс, произошел интересный эффект – люди стали задавать вопрос, что же такого там секретного и что там нужно скрывать», – заключила спикер.

В министерстве же позиция иная

«Официальная позиция министерства давно известна. Заявление Дианы, что мы заявляли, что это какая-то идеальная модель, мы такого заявления не делали. Я на общественных площадках говорил, что система и механизм выдачи госзаказа неидеален, требует усовершенствования, а может и вообще рассмотрения вопроса его целесообразности в сегодняшнем времени. Когда он внедрялся, была кризисная ситуация на медиа-рынке, необходимы были инвестиции и государственные вливания, это определенную роль сыграло в определенной степени, помогло. Сейчас другие задачи, условия, поэтому необходимо пересматривать его. Механизм должен развиваться, как и рынок», – отметил директор департамента государственной политики в области СМИ, Министерства информации и коммуникаций РК Бекзат Рахимов.

По его словам, возможна новая финансовая модель распределения государственного заказа, модернизация существующей системы или вовсе отказ от госфинансирования.

«Мы рассматриваем такую возможность, в том числе, чтобы и отказаться от госзаказов. Но единственное, что нас останавливает – закрытие СМИ. Это должно быть поэтапно, даже если отказываться от него, то в периоде 2-3-5 лет, когда идет переход на другую финансовую модель», – уточнил чиновник.

В регионах по госзаказам прослеживается ряд трендов. Один из них – необъяснимые блокировки порталов

«Что касается регионов, какого-то тренда конкретного нет. Есть большие объемы госзаказов, если обобщать, то они, действительно влияют на контент, уродуют. Статьи, хорошие или плохие, но в них прослеживается ощущение «должности хозяевам», которые платят – остается. Тренд – необъяснимые блокировки (порталов)», – отметила региональный консультант по вопросам медиа и бизнеса, Интерньюс-Казахстан Зарина Ахматова.

Несмотря на продолжительную работу по государственным заказам, все еще нет системы оценки эффективности.

«В госзаказе есть проблема отсутствие нормальной системы оценки эффективности. В регионах тратят деньги на публикацию позитивных материалов о развитии региона. Что это? Какие материалы? Как они повлияли на регион? Что изменилось у людей? Никто до сих пор не понимает, для чего нужен госзаказ, какие материалы должны появляться и что в головах людей менять», – задается Окремова.

Механизм оценки эффективности уже разрабатывался.

«Мы уже пытались разрабатывать систему оценки, в 2016 году ставился вопрос перед исследователями, каким образом замерять эффективность, и медиа-отрасль к этому не пришла. Мы тоже не видим четкого и ясного инструмента, который бы давал конкретную цифру или данные об эффективности вложений. Но мы над этим работаем», – отметил Рахимов.

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ