Новый год – это поистине народный праздник. Один из немногих, не отягощенных ни религиозными, ни идеологическими символами. И, конечно, в новогодние дни хотелось бы наслаждаться праздником, фейерверками, гирляндами, подарками, настроением, а не портить себе романтику скаредностью.
Именно поэтому мы пишем сейчас, когда до предпраздничной суматохи остается еще пара недель. У нас будет время радоваться началу Нового года, а сейчас – время считать деньги.
Новый год – это дорого, хоть и красиво. Украшением площадей, улиц и проспектов занимается именно городская администрация. В каждом крупном городе страны расходы на праздничное оформление достигают десятков миллионов тенге.
Затраты эти не несут никакого экономического смысла, это просто временный блеск и мишура, создающие настроение. С точки зрения праздника – это красиво. С точки зрения трат бюджета – бессмысленно, но… красиво же!
Да мы и сами… В Новый год нас меньше всего интересует экономика. Подарки, украшение дома, шампанское, закуски и божественный оливье все равно должны быть, сколько бы это ни стоило. Но при этом – мы готовы и поступиться праздничной суетой, если у нас прорвет трубы весной лишь потому, что деньги на их ремонт были потрачены ради двух новогодних дней.
А потому наше любопытство по поводу праздничных городских красот вполне оправдано. Мы хотели бы знать, сколько городской бюджет потратит на праздничные игрушки, чтобы потом, весной, услышать, сколько денег в бюджете города не хватило, например, на противопаводковые мероприятия или на обустройство спортивных площадок, приписанных к школам.
Во сколько обойдется создание праздничного настроения Усть-Каменогорску, FACTUM попытался узнать в городском отделе ЖКХ. Не вышло. Корреспонденты натолкнулись на непреодолимую стену бюрократических недомолвок. В официальном запросе было четыре вопроса, но ответ был получен лишь на один из них.
– В настоящее время на центральной площади Республики ведутся работы по установке искусственной ели, оформлены деревья на большей части территории площади, установлены светящиеся фонтаны, – сказано в ответе. – В парке Самал ведутся работы по украшению деревьев гирляндами и благоустройству катка. Также производится праздничное световое оформление улиц города: площадь Республики, площадь Ушанова, Комсомольский остров, русло реки Комендантка, парк Самал, пр. Независимости, ул. Казахстан, пр. Победы, Бульвар Гагарина, площадь перед Аэропортом, ул. Бажова.
То есть все, что касается денег – проигнорировано, но все, что касается результатов трат – отмечено. Сколько стоило – да какая вам разница, не так ли? Ну нам-то разница есть.
И мы пошли дальше, покопавшись на сайте государственных закупок. Как оказалось, на новогоднее благоустройство областного центра власти пустили 62 490 000 тенге. Сюда, как указано в спецификации, вошли работы по доставке, монтажу и демонтажу трех маленьких елок, сооружении двух больших и двух малых ледовых горок на Комсомольском острове и Комендантке, а также затраты на оформление мест народного гуляния (приобретение и установка элементов новогоднего оформления, украшение деревьев гирляндами, украшение новогодних елок, деревьев, фасадов домов, изготовление ледяных фигур). Исполнитель – ТОО «ЭкспертизаиАналитика». Эта информация находится в открытом доступе и при желании с ней может ознакомиться любой желающий.
Но и на сайте госзакупок мы не смогли найти ответ – во сколько же обошлась главная (искусственная) елка Усть-Каменогорска? В ЖКХ сообщили, что ее привезли из Екатеринбурга, гарантия у пластиковой зеленой красавицы составляет пять лет, а высота – 20 метров. Но нам почему-то постеснялись указать в официальном ответе ее цену, стоимость доставки из России, а также условия поставки и причины отсутствия подобных искусственных изделий на казахстанской земле. Впрочем, не дали даже расплывчатого ответа и на то, во сколько городскому бюджету ежегодно обходилась доставка живой ели.
К слову, пока устанавливаются елки, в интернете обсуждают вероятность их падения при сильном ветре. Так вот, на фото видно, что высокая инсталляция на Комендантке пока закреплена мешками с песком (как и при монтажных работах на площади Республики), потому как портить покрытие на площади рабочим, по нашим данным, не позволили.