На сегодняшний день никакой госпрограммы по охране и предупреждению загрязнений рек области не существует, сообщает Kursiv.kz.
Большинство рек и речушек ВКО экологи относят к водотокам высокого и умеренного уровня загрязнения. На качество вод сильно влияют тяжелые металлы, их источник – исторические отвалы горных пород, промышленные хвостохранилища. Несмотря на признание чиновниками существования этой экологической проблемы, государственные средства на ее решение не выделяются.
Как были, так и остались
Исследованием экологического состояния и качества поверхностных вод в реках ВКО занимаются специалисты РГП «Казгидромет». Чтобы понять, как меняется ситуация, ежемесячно производится расчет комплексного индекса загрязненности. Согласно разработанной шкале, все водотоки делятся на нормативно-чистые, умеренного, высокого и чрезвычайно высокого уровня загрязнения.
По данным за октябрь, в ВКО нет ни одной нормативно-чистой реки. Уба, Черный Иртыш, Емель, Иртыш, Бухтарма считаются умеренно загрязненными реками. Брекса, Тихая, Ульба, Глубочанка, Красноярка имеют высокие индексы. При этом существенных изменений по сравнению с 2017 годом не произошло.
По информации специалистов департамента экологического мониторинга РГП «Казгидромет», осенью этого года в указанных реках наблюдалось превышение концентрации таких тяжелых металлов, как марганец – в 1,5–5 раз, медь – в 1,4–8 раз, цинк – в 6–13 раз.
Откуда отходы?
Основными причинами этой экологической проблемы малых рек, по мнению исполняющего обязанности руководителя департамента экологии по ВКО Ерлана Тасбаева, являются исторические загрязнения – отвалы горных пород, хвостохранилища в долине рек, дренажные воды которых попадают в водоемы. Вот только некоторые примеры.
«Превышение ионов цинка в реке Брекса носит постоянный характер. Ведь на ее состав влияет ручей Мартынов ключ, который в свою очередь загрязнен дренажными водами Шубинского породного отвала. Кроме того, опасную породу отвала использовали для подсыпки дорог, которые теперь также служат источником загрязнения», – пишет Ерлан Тасбаев в ответе на запрос журналистов.
Специалисты областного департамента экологии пока только фиксируют источники. Бюджетные средства на решение проблемы не выделяются. Хотя собственником Шубинского породного отвала является как раз государство. Силами компании «Казцинк» этот источник загрязнения был частично закрыт пленкой, вдоль отвала построены водоулавливающие траншеи. Но, по мнению Ерлана Тасбаева, этого недостаточно, ведь дренажные стоки из-под подушки отвала поступают ниже траншей.
Красноярка тоже жертва некогда успешных промышленных разработок. Грязная вода в ручьи, втекающие в Красноярку, поступают от Иртышской шахты, принадлежащей ТОО «Востокцветмет», а также от старой затопленной шахты «Капитальная», находящейся в собственности у государства.
Река Ульба загрязняется от государственного породного отвала Тишинского рудника. Эта гора отработанной породы Тишинского месторождения образовалась еще в 65–67 годах прошлого столетия. Проблема существует уже больше 50 лет, но за это время со стороны государства не было принято никаких кардинальных мер для сдерживания грязного потока из-под промышленной свалки. 30 лет назад «Казцинк» предложил вариант очистки дренажной воды путем ее сбора и нейтрализации щелочной пульпой шламов предприятия.
«Таким образом удается снизить загрязнение до 40%, чего недостаточно, чтобы очистить весь дренаж. Необходимы государственные средства на очистку стоков. По поводу загрязнения Красноярки и Ульбы мы направляли письма в областное управление природных ресурсов и Комитет водных ресурсов РК, где указывали на необходимость разработки природоохранных мероприятий по перехвату и нейтрализации стоков», – отмечает исполняющий обязанности руководителя департамента экологии ВКО.
На сегодняшний день никакой государственной программы по охране и предупреждению загрязнений рек Восточного Казахстана не существует.
Изредка, но постоянно
За месяц в ВКО было зарегистрировано шесть случаев высокого загрязнения, когда содержание цинка превышало предельно допустимую концентрацию в 24 раза, марганца – в 21 раз. По каждому из них выяснялись причины. Судя по информации специалистов РГП «Казгидромет», все ситуации – «штатные».
Среди предприятий, чья деятельность напрямую влияет на качество вод в реках, указаны Риддерский горно-обогатительный комбинат ТОО «Казцинк» и ТОО «Востокцветмет» (ПК в поселках Белоусовка и Алтайский). Случаи высокого загрязнения даже стали основанием для внеплановой тематической проверки РГОКа прокуратурой.
Просмотрев отчеты «Казгидромета» за последние несколько месяцев, можно констатировать тот факт, что на реках Восточного Казахстана каждый месяц происходит пять-шесть случаев резкого высокого загрязнения, когда разовое превышение предельно-допустимой концентрации цинка доходит до 156, марганца – до 18 раз. К слову, мероприятия по устранению загрязнений ежемесячно указываются одни и те же, словно они «перекочевывают» из отчета в отчет. Но, судя по данным за последний год, в лучшую сторону показатели не меняются.