Антикоррупционщики заявили о нелегитимности составов национальных научных советов, сообщает InformБюро.
Руководство Комитета науки МОН РК плохо контролирует работу ведомства, что порождает коррупционные риски при распределении научных грантов, сообщил директор департамента антикоррупционной политики Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Данияр Сабирбаев.
В АДГСПК раскритиковали национальные научные советы по тем вопросам, которые в казахстанском сегменте интернета поднимали ещё в марте 2018 года. Пока ни о каких расследованиях в рамках уголовных дел речь не идёт – антикоррупционщики только предложили Комитету науки МОН РК поменять подход к делу и, в случае, если коррупционные риски не будут устранены, пригрозили поставить вопрос о персональной ответственности руководства комитета.
Глобальную проблему отметили в деятельности национальных научных советов. Они созданы по семи направлениям науки. Их основные функции – принятие решений по грантам за счёт республиканского бюджета. В состав этих советов вошли люди, которые присуждают гранты своим же учреждениям. Назначение этих людей – зона ответственности Комитета науки МОН РК.
“По пункту 11-го положения о национальных научных советах в их составы не должны входить руководители аккредитованных субъектов научной или научно-технической деятельности и их заместители”, – отметил Данияр Сабирбаев.
Кроме этого, в национальных научных советах присутствовали не по одному работнику организаций, а по нескольку.
“Председатель национального научного совета по направлению “информационный, телекоммуникационный и космические технологии, научные исследования в области естественных наук” Максат Калимолдаев является первым руководителем Института информационных и вычислительных технологий. В состав национальных научных советов по направлению “наука” входят два работника Национального центра биотехнологий. Таким образом, действующий состав национальных научных советов представляется нам нелегитимным”, – заявил Данияр Сабирбаев.
Он подчеркнул, что комитет не принимает никаких мер по устранению нарушений. И ситуация приводит к конфликту интересов.
“Проект Института информационных и вычислительных технологий, генеральным директором которого является Калимолдаев, получил финансирование в объёме 1,3 млрд тенге, или 24% от всего финансирования, выделенного на этом направлении. При этом вышеуказанному центру одобрено 16 проектов на сумму 447 млн тенге. С учётом изложенного в целом ставится под сомнение правомерность выделения бюджетных средств на основании решений фактически нелегитимного состава национальных научных центров”, – заявил представитель агентства.
По словам Сабирбаева, составы национальных научных советов утверждаются постановлением правительства, и быстрое исключение его членов затруднительно. Он предложил изменить законодательство.
Помимо этого, глава департамента обратил внимание, что одобрения зачастую получают заявки с низкими баллами. В 2018 году по направлению информационные, телекоммуникационные, космические технологии, научные исследования в области естественных наук из 55 заявок самый высокий балл был 32, самый низкий – 14. При этом финансирование на сумму более 1,5 млрд тенге получил проект “Разработка информационных технологий и систем для стимулирования устойчивого развития личности, как одна из основ цифрового пространства” с баллом 18.
“Получается что нелегитимные составы национальных научных советов одобряют проекты, в которых они заинтересованы, без учёта объективности. Оказанию такого предпочтения также способствует тайная процедура голосования совета, они не дают разъяснения”, – сделал вывод Сабирбаев.
“По поводу сказанных минусов в работе. В 2018 году мы создали межведомственную группу, которая занялась анализом имеющихся погрешностей. Во время работы было уделено внимание на все озвученные минусы, работа начата. Но, как вы знаете, есть определённые вопросы в финансировании науки. Мы это признаём. Сейчас межведомственная группа готовит изменения в нормативно-правовые акты по инициативе национальной академии совместно с научной общественностью. Эти вопросы также находятся на особом контроле. Все вышесказанные проблемы будут уже неактуальны после изменений нормативно-правовых актов”, – добавил и.о. председателя Комитета науки МОН РК Рахимжан Нурсеитов.
Заместитель председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов выразил недовольство позицией ведомства.
“Если вы знаете, что Калимолдаев, условно говоря, является гендиректором этого НИИ, и вы его включаете в состав научного совета, то это прямое нарушение закона. Мы дойдём до каждого. Здесь иллюзий быть не должно. Каждый, кто ставил свою подпись на этих решениях… Наш правоохранительный орган разберётся, сотрудники уже занимаются”, – заключил он.
Весной 2018 года Комитет науки назвал претензии отдельных учёных по присуждению грантов фейковыми и обратился в правоохранительные органы, которые теперь ищут автора провокационных публикаций, а также учёных, поддержавших обращение к Президенту, подписи которых также считаются поддельными.
Однако теперь в АДГСПК подтверждают правоту и автора, и недовольных учёных.
В апреле 2018 года в Казахстане возник конфликт между казахстанскими учёными и МОН. Уже тогда некоторые учёные заявляли о необъективном распределении научных грантов.