В первой декаде января мы писали о результатах мониторинга Фонда социального медицинского страхования в Казахстане, который выявил, что в ноябре – декабре прошлого года 441 человек, часть из которых проживает в ВКО, не получили льготные лекарства. Также в ходе этого пилотного проекта были определены ТОП-10 медицинских организаций, в которых больше всего выявили несоответствий данных об обеспеченных (выписанных и полученных пациентом) рецептов.
Спустя полмесяца редакция FACTUM вновь возвращается к этому вопросу – мы получили официальный ответ на запрос, адресованный Управлению здравоохранения ВКО. И вот оно как – люди жаловались, что лекарств нет, а они, как оказалось, есть. По крайней мере, так сказано в письме облздрава.
Мы задали всего несколько вопросов, самыми важными из которых были: наблюдается ли в данное время дефицит лекарственных препаратов для льготников и в каких медучреждениях области были замечены нарушения по их выдачи.
– В настоящее время дефицита на льготные препараты нет, пациенты максимально были обеспечены льготными лекарствами с учетом января 2019 года, – прозвучал ответ на самый часто задаваемый вопрос. – Заявки на льготные препараты осуществляются с учетом прогноза прироста.
Учитывая мнение даже только наших читателей, с кем мы постоянно пытаемся держать обратную связь, ситуация несколько иная, чем нам пытаются показать.
Читатели писали в комментариях под статьей о мониторинге, что подобные проблемы – явление хоть и не глобальное, но случаются.
Кстати, после того, как в прошлом году подняли вопрос о проблемах обеспечения инсулином диабетиков, проблему вроде бы решили. Вот и депутат областного маслихата Олег Чернышов, который постоянно указывал облздраву на ошибки и недоработки, сказал, что в декабре инсулин выдали с запасом. Но это в Усть-Каменогорске, и данные по всего лишь одной группе людей, состоящих на диспансерном учете и нуждающихся в амбулаторном лекарственном обеспечении. Кстати, таких по области насчитывается 187 570 пациентов.
А что же другие регионы?
Сегодня в редакцию FACTUM позвонила жительница Риддера Надежда Буйдурова. Девушка рассказала, что ее сын не может получить в своей поликлинике (консультативно-диагностический центр) столь необходимые для дальнейшего существования инсулин и тест-полоски.
– Медсестра просто сказала, что необходимо ждать, препарата нет, – рассказывает девушка. – Я все понимаю и не виню ее – не она занимается поставкой. Но почему так происходит, если на приобретение этих лекарств выделяются безумные средства?
Между тем, в управлении здравоохранения области утверждают, что все под контролем.
– Ситуация по обеспечению диспансерных больных улучшилась, так как обеспечение ведется автоматизировано по электронному регистру диспансерных больных и по порталу информационной системе лекарственного обеспечения, – говорит замруководителя управления Ильяс Мухамеджан.
Может, мы просто живем в другой Восточно-Казахстанской области, которая находится несколько в… другом мире, далеко от того, в котором утверждают об отсутствии подобных проблем?
– В Восточно-Казахстанской области приняты меры по мониторингу и совершенствованию системы планирования потребности в лекарственных средствах, их закупа и поставок в полном объеме, – уверяют нас. – Вопрос лекарственного обеспечения населения находится на постоянном контроле.
Что ж, верим и ждем, что доживем до того дня, когда свидетельством решенных проблем наконец-то станут слова довольных граждан, а не сухая статиститка, в которой даже погрешности допустимы.
Кстати, на вопросы были ли выявлены в ВКО факты несоответствия данных об обеспеченных рецептах в 2018 году, и в каких поликлиниках они имели место быть, нам ответили в чиновничьей манере – по существу ничего не сообщив, а сославшись на ежемесячный мониторинг по выписанным и обеспеченным рецептам. Но мы-то уже и так писали, что среди них оказались Защитинская железнодорожная больница ВКО, поликлиники № 1 и №2 Усть-Каменогорска.