Почему прекращено движение поездов по железнодорожной ветке «Шар-Усть-Каменогорск»?
Таким вопросом совсем недавно озаботились депутаты мажилиса страны. Традиционно для выяснения обстоятельств они написали официальный запрос на имя премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева. В своем запросе мажилисмены вкратце обрисовывают сложившуюся ситуацию.
«Если раньше железнодорожное сообщение из Астаны в восточный регион проходило через российскую станцию Локоть, то благодаря новой линии, был исключен этот объезд, время пути сократилось с 27 до 17 часов, снизилась и стоимость грузоперевозок. Жители с радостью восприняли эту новость. Но радость была недолгой: вот уже год, как движение по этой короткой ветке остановлено, а поезда из Астаны в Усть-Каменогорск вновь ходят через территорию России по старому маршруту. Теперь, чтобы вернуться домой, жители региона вынуждены преодолевать 2 поста пограничного контроля, а, чтобы сократить этот путь и время – пересаживаться в такси (нередко – с риском для жизни, в сложных погодных условиях: в лютый мороз и буран)», – говорится в официальном документе.
FACTUM напоминает, что железнодорожная линия «Шар-Усть-Каменогорск» протяженностью 150 километров была построена в 2008 году в рамках из первых в Казахстане концессий. Для реализации проекта было создано АО «Досжан Темир Жолы». По данным открытых источников строительство стоило 360 млн. долларов по курсу сегодняшнего дня. 200 млн. долларов влили из пенсионного фонда, 80 млн. долларов – из нацкомпаний и госбюджета, 4 млн. долларов – от частных компаний. Весьма странная концессия, конечно, когда подавляющее количество денежных знаков вкладывает государство, а затем отдает созданное в пользование частной компании. Но ведь это одна из первых попыток ГЧП.
Народные избранники попросили премьера разобраться в ситуации.
«Возникает вопрос: с какой целью была построена бездействующая железнодорожная линия, зачем были потрачены народные деньги? Просим ответить, почему прекращено движение поездов по железнодорожной ветке и какие меры будут предприняты для решения этого вопроса?» – резюмировали депутаты.
Ответ от Бакытжана Сагинтаева еще не получен, но редакция FACTUM не исключает, что одной из возможных причин могут быть действия определенного круга лиц, отраженные в материалах дела, завершившегося недавно в одном из судов Восточного Казахстана.
Перед служителями Фемиды предстали несколько человек, работавших в АО «Досжан Темир Жолы» или сотрудничавшие с акционерным обществом в обслуживании и ремонте железнодорожных путей. Расследование в их отношении было инициировано службой экономических расследований Департамента государственных доходов Восточного Казахстана. К сожалению, назвать фамилии, пока дело окончательно не завершено (в ближайшее время его должны рассмотреть в Верховном суде) мы не можем, но найти их при желании не так уж и сложно, все данные имеются в открытом доступе.
Забегая вперед скажем, что суд признал виновными в злоупотреблении своими служебными полномочиями, вопреки интересам АО «ДТЖ» и в целях извлечения выгод и преимуществ для других лиц и организаций нескольких человек, среди которых теперь уже экс-член Правления АО «ДТЖ».
В материалах дела утверждается, что в 2016 году было запланировано так называемое лечение полотна на двухкилометровом участке железнодорожной линии Шар – Усть-Каменогорск на сумму 250 млн тенге. Должностные лица АО «ДТЖ», вопреки порядку проведения тендера, желая иметь нужного им подрядчика, привлекли к проекту предприятие своего знакомого, несмотря на отсутствие у фирмы нужного опыта и соответствующей лицензии.
В 2016 же году без проекта, экспертиз и соответствующего согласования с необходимыми в таких случаях государственными органами было принято решение о строительстве железнодорожного пути в обход больного участка, тем самым необоснованно была изменена сама структура проекта. Во время работ должностные лица составляли соответствующие справки и акты выполненных работ, в которых имелись недостоверные сведения, после чего производилась соответствующая оплата.
Более того, во время строительства подрядчики заметили в непосредственной близости от объекта скальный грунт и стали использовать его для отсыпки в нарушение проектно-сметной документации. Грунт этот добывался без разрешений. Фискалы подсчитали, что от незаконного недропользования государству был причинен ущерб на сумму 364,3 млн тенге.
Но на этом дело не закончилось. По версии обвинения, по соглашению с третьей фирмой, участвовавшей в поставках необходимых материалов, на объект были доставлены бывшие в употреблении материалы, которые затем были использованы в строительстве. Часть из материалов оказалась непригодной к использованию, поэтому была выбракована созданной комиссией, хотя денежные средства в сумме 130 млн тенге по ранее заключенному договору уже были полностью перечислены. По версии следствия в результате уже непосредственно АО «ДТЖ» был причинен крупный ущерб – на сумму 73,5 млн тенге.
По сути государству и акционерному обществу был причинен многомиллионный материальный ущерб. Жители суверенного Казахстана на данный момент не могут воспользоваться железнодорожной веткой и вынуждены дважды путешествовать через границу с соседним государством, тем самым существенно продлевая время поездки. Пенсионные и государственные деньги, вложенные в концессионное строительство больше 10 лет назад, не приносят никакого дохода и не окупаются.
А между тем фигурантам дела назначают наказания, не связанные с реальным лишением свободы, да и сроки даже такого наказания тоже вызывают вопросы – при таком-то ущербе государственным интересам, почему оно настолько лояльно отнеслось к преступникам.
Члену Правления АО «ДЖТ» назначили 1 год 9 месяцев ограничения свободы, его подельники получили 3 года и 2 года 6 месяцев ограничения свободы соответственно. По гражданскому иску главный обвиняемый должен будет возместить АО «ДТЖ» 74 137 534 тенге. Впрочем, не совсем ясно, как эти средства будут возмещаться, так как его арестованное имущество оценивается в сумму 15 миллионов тенге.