В самый разгар весеннего призыва всплыли факты грубых нарушений, допущенных органами министерства обороны ответственных за качество призывной кампании. В рядах национальной гвардии оказались бойцы с психическими отклонениями, серьезными хроническими заболеваниями и даже имеющие судимость. Чтобы озвучить все эти проблемы и предложить пути их решения командование национальной гвардии организовало в Алматы круглый стол. Но представители департамента по делам обороны на встречу так и не пришли. Тему разбирал Первый канал «Евразия».
Им доверяют безопасность важнейших стратегических объектов, конвой заключенных и охрану общественного порядка в крупных городах Казахстана.
А тут выясняется, что среди бойцов Национальной гвардии выявлены осужденные, в том числе за изнасилование, больные опасными хроническими заболеваниями и даже люди с серьезными психическими отклонениями.
МУХАМЕТКАЛИ САТОВ – ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИЕЙ МВД РК:
“Вы представляете, что такое: солдат срочной службы, мы даем ему боевое оружие, а он болеет, диагноз “шизофрения”. Какие последствия могут быть. Кроме этого, я хотел бы обратить внимание, что выявлены призывники с серьезными болезнями, открытой формой туберкулеза и другими. Как они попали к нам? Как они проходили медицинское обследование, я не могу понять”.
Этот вопрос командиры Национальной гвардии решили задать своим коллегам из департамента по делам обороны. Но военные, отвечающие за качество призывной кампании в Алматы на встречу так и не пришли.
Между тем, по данным командования Национальной гвардии только в 2018 году из их рядов был комиссован целый батальон солдат, негодных к воинской службе.
АСКАР СЕРГАЛИЕВ – КОРРЕСПОНДЕНТ:
“Чтобы показать масштаб возникшей проблемы приведу один простой пример. Сейчас на плацу строевой подготовкой занимается один взвод Национальной гвардии. А только за прошлый год из рядов Национальной гвардии было комиссовано 5 вот таких подразделений. 150 человек. Причина, по которой ребят отправили домой, заставляет всерьез задуматься о качестве всей призывной кампании”.
Ежегодно на эти цели только акимат Алматы выделяет больше 120 млн тенге. Львиная доля этих средств предусмотрена на организацию деятельности медицинской комиссии. Но факты – вещь упрямая. Иначе как носители опасных заболеваний оказались в рядах вооруженных сил?
ХАММАТ ЗИННАТУЛЛИН – ПОМОЩНИК АКИМА ГОРОДА ПО ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЕ:
“То есть, проблема не в том, что недостаточное финансирование. Значит, недостаточно дорабатывает департамент обороны, управление общественного здоровья и соответствующие диспансеры. Этот вопрос я обязательно доведу председателю призывной комиссии, заместителю акима, и в его лице доведем, действительно, уже до первого руководителя”.
Впрочем, не все гладко и с обеспечением стопроцентной явки на призывные участки. Просто парадокс какой-то. В армию охотно идут те, кому служить не положено, а абсолютно здоровых ребят приходиться доставлять силой.
ХАММАТ ЗИННАТУЛЛИН – ПОМОЩНИК АКИМА ГОРОДА ПО ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЕ:
“На сегодняшний день даже по городу Алматы 12 тысяч призывников находятся в розыске. 12 тысяч! Вот в течение марта по состоянию на 5 апреля докладывают, последнюю информацию получили, разыскано всего 2872 призывника”.
Чтобы решить эту проблему, в Национальной гвардии предлагают вернуться к советской практике, когда юношей в 14 лет ставили на воинский учет, и в течение последующих 4 лет определяли в каких родах войск они могут служить, и можно ли вообще доверять им боевое оружие.