Дороги — это артерии страны, по которым движется экономика. Связывая производителей с рынками и рабочих с рабочими местами, дороги играют ключевую роль в развитии производства, торговли и в принципе всех сфер жизнедеятельности людей, сообщает finprom.kz
В 2021 году исследователи при Институте Азиатского банка развития изучили влияние транспортной инфраструктуры на торговлю в трёх странах Центральной Азии. Оказалось, что улучшение качества транспортной инфраструктуры в целом на 1% в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане увеличит экспорт на 9,15%, а импорт — на 5,12%. Что касается железных дорог и воздушного транспорта, их оптимизация увеличит экспорт и импорт на 5,16% и 7,83% соответственно.
Лучшими показателями в регионе с точки зрения качества инфраструктуры обладает Казахстан. В случае с РК улучшение качества всей транспортной инфраструктуры, а также отдельно автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта на 1% приведёт к увеличению экспорта на 8,85%, 3,69%, 10,25% и 27,59% соответственно, в то время как импорт увеличится на 2,66%, 2,39%, 3,16% и 10,59% соответственно.
Кроме того, позитивно скажется на экономике улучшение доступа людей к своим рабочим местам за счёт развития дорожной сети. Так, повышение доступа на 1% может привести к увеличению количества компаний и рабочих мест на 0,3%–0,4%, сообщил в июне Всемирный банк.
Казахстан позиционирует себя как мост между Азией и Европой, и это создаёт огромный потенциал для участия в мировой торговле. Но, похоже, горизонтальные связи — это не про Казахстан.
Несмотря на незначительные улучшения показателей за последнее десятилетие, индекс глобальной конкурентоспособности, который составляет Всемирный экономический форум (ВЭФ), показывает, что транспортно-логистической сфере Центральной Азии до высоких оценок далеко. Среди 141 страны рейтинга по уровню транспортной инфраструктуры Казахстан в 2019 году оказался лишь на 73-м месте, Таджикистан — на 111-м, Кыргызстан — на 129-м.
К слову, по странам СНГ лучшие показатели среди тех государств, которые попали в рейтинг, у Азербайджана (31-е место) и России (49-е место). В целом же по миру первое место занял Сингапур, последнее, 141-е — Йемен.
Более того, индекс конкурентоспособности позволяет изучить не только транспортную инфраструктуру в целом, но и отдельно оценить качество самих дорог. В этой подкатегории Казахстан показал ещё более слабый результат и занял лишь 115-е место.
Местные источники также говорят о существующей проблеме. Так, в августе этого года Министерство индустрии и развития инфраструктуры сообщило печальные цифры о местных дорогах: по несоответствию качества дорог «лидируют» Шымкент, в котором до стандартов не дотягивает 71% дорог, а также Мангистау (61%), Алматы (56%), ВКО (49%), ЗКО (43%), Туркестан (40%).
Любопытно, что официальный представитель Национальной компании «КазАвтоЖол» Ляззат Стамгазиева уверяет: «Нет такого понятия — хорошие или плохие дороги», сообщает Хабар24. По её мнению, есть статистика, согласно которой только 20% дорог в Казахстане находятся в неудовлетворительном состоянии, остальные 80% — в хорошем и удовлетворительном.