23:35 | 12 декабря 2024 | Четверг

Точный расчет. Чтобы устькаменогорцам не выбирать городского акима, его надо успеть назначить до начала 2025 года

Все надежды были зряшными. Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» однозначно говорит, что с 1 января 2025 года при прекращении полномочий акима города областного значения должны быть выборы на этот пост. Но…

11 сентября 2024 года. Сессия Восточно-Казахстанского областного маслихата. Дословно:

В ВКО города имеющие статус областных — это Усть-Каменогорск и Риддер. До 1 января 2025 года выборы не будут распространяться на города областного значения, которые являются центрами регионов. Поэтому аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар продолжит свои полномочия, если за это время не произойдёт других изменений.

27 ноября 2024 года. Бывший аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар в своем профиле в Инстаграм. Дословно:

— Сообщаю, что в связи с истечением срока полномочий я оставляю пост акима города

9 декабря 2024 года. Брифинг акима ВКО Ермека Кошербаева в Астане. Дословно:

— Перед назначением на столь ответственный пост акима областного центра кандидат должен пройти целый ряд процедур, предусмотренных законодательством. В частности, вы знаете, что ни одно назначение на пост акима не производится без согласования с депутатами маслихатов. Как только все этапы будут пройдены, мы представим нового акима Усть-Каменогорска общественности. Счет идет уже буквально на дни, — сказал аким ВКО.

То есть для того, чтобы избежать именно выборов акима в Усть-Каменогорске надо всего-то успеть его назначить на пост до 1 января 2025 года. А там, уже назначенный, он точно доживет до окончания полномочий. И потом, через тысячу лет, можно будет и позволить людям выбирать самим.

Но сейчас аким города должен быть назначен на пост акимом области. Что аким области и подтвердил.

Назначить исполняющего обязанности аким на пару месяцев, чтобы обеспечить уже в следующем году выборного акима – а ведь это более логичный и современный выбор, чем назначение, иначе не было бы изменений в совершенствующемся законодательстве? А зачем.

Выборы – это предвыборная кампания, а затем не очень прогнозируемая ситуация, несмотря на весь опыт управления такими событиями. А при таких жестких сроках, не позволяющих достаточно правильно «подготовить почву», риск кажется слишком большим.

Ну и не подготовленная и не просчитанная кампания – это ненужная активность неких лиц из народа. А вдруг выберут кого-то не того? Народ не готовился, и власти не успеют уже его подготовить, чтобы люди смогли осознанно сделать правильный выбор. Чтобы не случилось, как в Румынии, когда выбрали вообще не того президента, и, казалось бы, демократический выбор народа был освистан и опротестован другими, более демократичными, демократиями, точно знающими, кого румынам надо было у себя выбирать.

А у нас – счет на дни. Надо успеть.

Кстати, если бы Жаксылык Омар не ушел с поста акима до конца года, то он вполне мог бы подойти и на пост уже выборного акима – с вероятностью в 98% процентов. Во-первых, критериям он соответствует. Во-вторых, в своем прощальном посте он привел внушительный список своих достижений. А в-третьих, вот для него-то как раз почва была бы подготовлена: за шесть лет правления он наверняка оброс таким количеством поддерживающих его прихлебателей, что активная агитация в его поддержку была бы мощной и безусловной. Хотя, может быть, именно поэтому ему и пришлось уйти, а выборам акима в Усть-Каменогорске – подождать лучших времен.

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ