96 стран и 11 региональных организаций приняли участие в исторических публичных слушаниях, которые проходили в Международном Суде с 2 по 13 декабря.
Документ предусматривает запрос консультативного заключения о правовых обязательствах государств по защите климатической системы и сокращению выбросов парниковых газов. Кроме того, речь идет о правовых последствиях для государств, причинивших значительный ущерб окружающей среде, особенно в контексте последствий для уязвимых малых островных развивающихся государств, а также для будущих поколений по всей планете.
Cлушания открылись 2 декабря презентацией Вануату и Меланезийской передовой группы, в состав которой входят Вануату, Новая Каледония, Соломоновы Острова и Папуа-Новая Гвинея.
Вануату, тихоокеанский остров, которому угрожает изменение климата, был главным инициатором обращения Генеральной Ассамблеи ООН в Международный суд.
«Невыполнение обязательств горсткой государств с высоким уровнем выбросов представляет собой международно-противоправное деяние», – заявил генеральный прокурор Вануату Арнольд Кил Лафман.
«В совокупности их действия нанесли катастрофический ущерб [планете], – сказал он. – Как может поведение, которое привело человечество на край пропасти, угрожая выживанию целых народов, быть законным и лишенным последствий?»
12 декабря Альянс малых островных государств присоединился к Вануату и другим островным государствам, таким как Гренада и Острова Кука.
Государства обратились к Международному Суду с просьбой подтвердить принцип «преемственности государства» в районах, затронутых изменением климата. Речь идет о том, чтобы сохранить государства, даже если их территория исчезнет в результате полного затопления.
Бразилия напомнила о катастрофических последствиях изменения климата в пределах своих границ – сильных засухах на севере, масштабных дождях и наводнениях на юге, горящих лесах в Амазонии, Серрадо и Пантанале.
Китай, являющийся одним из крупнейших в мире источников выбросов парниковых газов, выразил надежду на то, что Международный суд ООН «сосредоточится на выявлении и уточнении lex lata (действующего права) и воздержится от разработки и применения lex ferenda (будущего права)».
Китай считает, что Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, Киотский протокол и Парижское соглашение представляют собой правовую основу для глобального управления климатом.
Будучи вторым по величине источником выбросов парниковых газов, Соединенные Штаты признали свою ответственность. Как и Китай, США призвали Суд сохранить центральную роль договорной базы ООН, напомнив, однако, что существующие договоры не являются юридически обязательными. Кроме того, США отвергают важность дифференцированной ответственности.
Важное уточнение: консультативное заключение, которое ожидается через несколько месяцев, не будет носить юридически обязательный характер. Хотя и может оказать влияние на будущее международное климатическое законодательство.