В депутатском запросе из мажилиса в адрес правительства РК указано, что сегодня в Казахстане ежегодно реализуются регулируемые закупки – это не только государственные заказы, но и закупки компаний квазигосударственного сектора и недропользователей. Их совокупный объём доходить до 30 триллионов тенге. Это огромные средства, которые должны работать на казахстанцев и обеспечивать развитие национальной экономики. Однако реальная картина вызывает серьёзные вопросы. В качестве примера приведён конкретный случай.
«Одна из компаний, у которой официально числится всего 31 сотрудник, сдала по программе приобретения жилья 495 квартир. Это — эквивалент девяти полноценных девятиэтажных домов, где должны трудится более 700 человек, то есть в 20 раз больше, чем указано в штате. Возникает закономерный вопрос: как возможно построить такой объём, если для этого нужно привлекать до тысячи работников, а их всего 31? И это происходит по всей стране. Анализ показывает, что подобные компании массово участвуют в государственных и квазигосударственных проектах, являясь бенефициарами госзаказов на десятки и даже сотни миллиардов тенге. Они параллельно строят социальные объекты, школы, больницы, инфраструктуру и жильё, несмотря на то, что фактически не располагают ни рабочими силами, ни производственными мощностями. Это означает, что большая часть реальных работ выполняется неофициально — «в тени», зачастую силами гастарбайтеров и неучтённых рабочих, по которым не выплачиваются налоги, социальные отчисления. То есть, по сути, государственные деньги уходят за пределы Казахстана, финансируя иностранные семьи, а не казахстанских граждан, для которых эти программы изначально создавались», — пишут авторы документа.
По мнению парламентариев, особенно тревожно, что такая ситуация стала возможной из-за системного пробела в нормативных актах. В подзаконных актах и правилах не были закреплены минимальные стандарты по фонду оплаты труда, ресурсным сметам и обязательным социальным отчислениям. Госорганы забыли указать, что в квалификационных требованиях или в договорах подряда должны быть учтены:
- ИПН (индивидуальный подоходный налог),
- социальные и пенсионные взносы,
- медицинское страхование,
- а также контроль по ресурсной смете и реальной численности работников.
Эти ключевые параметры отсутствуют и во внутренних правилах закупок квазигосударственных компаний, хотя именно через них проходит огромный объём государственных инвестиций.
Мажилисмены считают, что в этом направлении государственная система контроля провалилась.
«Мы декларируем приоритет отечественного содержания (ТРУ — товары, работы, услуги), но на практике казахстанское содержание формально присутствует только на бумаге. В реальности рабочие руки на стройках — иностранные, а налоги уходят мимо бюджета. Если бы эти средства работали на казахстанцев, мы бы уже сегодня видели меньше безработицы, меньше социальных выплат, и больше устойчивости в семьях, особенно в год рабочих профессий, объявленный президентом», — уверены авторы запроса.
Депутаты просят:
- Поручить профильным министерствам внести изменения в правила закупок, закрепив обязательные минимальные требования к фонду оплаты труда, налогам и социальным отчислениям.
- Провести проверку по фактам участия компаний с минимальным штатом в крупных госинвестпроектах, определить источники фактического выполнения работ на предмет до начисления.
- Разработать механизм контроля за реальной занятостью на объектах строительства с использованием интеграции систем Министерство труда и социальной защиты, министерство промышленности и строительства и министерство финансов.
- Обеспечить персональную ответственность уполномоченных органов за фактическое исполнение требований по казахстанскому содержанию (ТРУ).

