Сидя на диване, мечтаю стать солидной руководительницей дорожного предприятия.
Пугаюсь перспектив и искренне не понимаю, но догадываюсь, почему не держатся у нас дороги. При их стоимости, вполне сопоставимой с мировой.
А еще я не понимаю, чем обеспечиваются гарантийные работы предприятий, чинящих отремонтированные в прошлом году ими же дороги.
Но это, как мне придумалось, один вопрос, и ответ на него тоже один. Как бы я выпутывалась из этой дилеммы?
Акимат города Усть-Каменогорска рассказал, а Общественный Совет Города Усть-Каменогорск сделал репост этого рассказа на своей странице в Инстаграме:
«Нынешняя зима с количеством резких перепадов температуры, весной приход паводковых вод все это разрушительно сказалось на дорожных покрытиях.
В приоритете будут автодороги Усть-Каменогорска где большой поток движения. Отметим, что на крупных участках, где с прошлого года начаты реконструкции — это проспект Сатпаева, улицы Астана, Протозанова, Тогас, Жібек Жолы, Бажова — тут подрядные организации ямочный ремонт будут проводить за свой счет».
И я даже не про качество ремонта дорог, я о другом. Я о гарантиях «за свой счет».
Тупенько зададим вопрос экономический: для того, чтобы выполнить за свой счет ремонт развалившейся дороги что необходимо сделать?
Самый простой ответ на это — заложить стоимость исполнения гарантии в бюджет ремонта уже на самой первой стадии — первичного ремонта дороги. Так сделало бы любое разумное предприятие. Потому что силы, работу, ресурсы и материалы по-любому надо как-то оплачивать хоть на настоящем ремонте, хоть на гарантийном.
Ямочный ремонт асфальтовой дороги в зависимости от условий оценивается в 1000-5000 тенге за квадратный метр. Хорошо, возьмем среднее значение, пусть будет 2500 — обычная нормальная цена частных компаний.
Вы видели наши дороги после летне-осеннего ремонта. Ямы через каждые несколько метров, а на наиболее чувствительных отрезках одна яма плавно переходит в другую.
Цены на ремонт пусть и с некоторым учетом мнений подрядчиков (наверняка объемы примерно распределены по нескольким предприятиям еще на этапе планирования тендеров, нельзя дать возможность выиграть все тендеры одному, убив остальных), но все же диктуются заказчиком — государством.
То есть в цену вроде бы и не должна входить гарантия ремонтного предприятия — это же его работа оказалась некачественной, почему она должна оплачиваться за бюджетный счет?
Но где предприятию взять несколько десятков миллионов, чтобы замазать свои прошлогодние косяки? Только из прибыли, верно?
Но цены определены, учитывают весь технологический цикл, и если его педантично соблюдать, то откуда появятся деньги на поддержание гарантии? Вы же понимаете, что сторонних заказчиков не очень много, они не способны принести столь солидный доход, чтобы исполнить гарантию почти на всех улицах города. А основной заказчик — бюджет — тоже не дураками регулируется. В теории никто не позволит ремонтникам на тендерах накинуть двести процентов прибыли, чтобы в следующем году и гарантию соблюсти, и в плюсе остаться.
Какой выход? Мне кажется, логичным будет лишь один — экономить на производстве работ. Лишь тогда может сама собой образоваться эта самая внушительная прибыль, позволяющая выполнить заманчивые условия предыдущего абзаца.
Вот отсюда и качество. И, несмотря на громкие ежегодные фразы о контроле качества, о «больше не допустим», о «жестком требовании сдать объект в качественном виде», эта самая экономия — секрет Полишинеля. Все все прекрасно понимают. Дороги рушатся, потому что есть гарантия на них и обеспечивается планомерная постоянная загрузка работой предприятий дорожной отрасли.
И неужели это мое «сенсационное» открытие останется лишь в форме вопроса? Нет же, я понимаю, что, если бы предприятия действительно ремонтировали свою неудачно отремонтированную дорогу «за свой счет», то они бы очень быстро разорились. Прибыль была бы пожрана гарантийными обязательствами.
Я уже не уверена, что хочу рулить дорожным предприятием — сложновастенько для понимания. Сплошной убыток в ежегодной перспективе.
Но есть же выход! Просто прибыль должна быть достаточной, да еще и с плюсовым остатком. Иначе откуда взяться миллионам на гарантии?
И неужели авторы успокаивающих сообщений о гарантийных ремонтах «за свой счет» не знают этого? Я — не экономист (предвижу претензии, что гламурная киса какого-то черта лезет своим тупым носиком в экономические вопросы государственного значения!), и то у меня нет других вариантов решения вот этой проблемы. Только за счет предыдущих заказов — квалифицированное большинство которых — заказы бюджетные!
Вот и ответ у меня получился. Все ремонты «за свой счет» на самом деле производятся за счет государственного бюджета, только оплачены они были при первичном ремонте в виде прибыли.
Я не права? Объясните, знающие люди, откуда иначе у подрядчиков деньги на исполнение гарантийных обязательств?