Самое имиджевое место во всем городе – безусловно, Стрелка. Почти все дома по набережной Иртыша великолепны, особенно те, окна которых выходят на реку. Ну, конечно, в свое время строительство «Дедемана» изрядно испортило вид из нескольких десятков квартир, но в целом – есть еще в Усть-Каменогорске номинальная улица «илиты».
За почти 30 лет идеологии денег лишь часть квартир осталась с хозяевами советских времен или их наследниками. Фишкой нового времени стало – не можешь себе построить дом, купи квартиру на Стрелке.
Кто бы знал, что придет время, когда Стрелка станет ассоциацией не благополучия, а позора градостроительства! Со спутника выглядит еще терпимо, но на уровне улицы – нет!
Как живет элита в провинции? Да вот хреновастенько живет, честно сказать. Стоило надрываться и зарабатывать деньги, если называемое элитным жилье оказалось фактически маргинальным гетто в самом грустном понимании этого слова? Вид на реку из окна может утешить лишь тех, кто наконец-то доберется до собственной квартиры, несмотря на окружающую, совершенно не элитарную, реальность. Да и у большинства жителей вид из окна — на близкую стену такой же многоэтажки, а не на степные просторы.
В советские времена план этого микрорайона был вполне приемлемым для жизни – большие дворы, дома-муравейники, но построенные досточтимым Иртышским управлением строительства – если вы помните, это было своеобразным знаком качества построенного жилья.
Во что превратилось это изумительное по задумке место – прекрасная иллюстрация нашей сегодняшней жизни. Как можно было впихнуть в муравьиное место еще более грандиозные муравейники? Как можно было из аккуратной жилой зоны превратиться в клоаку раздерганных дорожек, тупиков, беспрестанной стройки и каких-то нелепых зданий коммерческого назначения, грязи и подобия дворов, забитых «железными друзьями»? Как архитекторы муниципального управления вообще подписывали разрешения на строительство там уплотнительных многоэтажек, превращающих микрорайон в гетто? Ну, в период, так сказать, «накопления капитала», мы же знаем – как, да? С помощью денег и полного отсутствия ответственности за будущее своего же города.
«Илитарность» притянула не только жителей или тех, кто мечтал ими стать. С этим еще можно было бы смириться. Но магическое понятие имиджа притянуло и строителей – ах, как приятно, когда только мнение о привлекательности места может способствовать продажам квартир. Вот и стали продавливаться проекты, убившие в итоге Стрелку.
Сегодня, прямо сейчас, знаменитая, элитарная, аристократическая Стрелка – это отвратительное сборище многоэтажек, воздвигнутых одна над другой. Это отсутствие жизненного пространства, нагромождение металлических заборов, непонятных кольцевых проездов, раздолбанных внутренних дорог, убогих «детских площадок». И главное – совершенно мусорное скопище автомобилей. Ведь тут живут относительно состоятельные сограждане – в каждой семье, как минимум, один автомобиль, а то и два. Если попытаться создать всем им цивилизованную стоянку, то надо убрать все дома и под уровень залить асфальтом всю Стрелку – быть может, только тогда все автомобили жильцов смогут там уместиться, не мешая друг другу. Хуже только новый район на КШТ. Но там хотя бы расстояния между домов пока «степные».
А тут еще – чрезвычайно загадочный по своей неотложности и вообще необходимости ремонт набережной, благоразумно начатый поздней осенью прошлого года. Полгода ужасной дороги, на которой покрытие сняли, а нового так и не сделали, превратили ее в провинциальную грунтовую трассу. Ежедневные сотни автомобилей за зиму окончательно разбили ее в непередаваемо ужасное месиво.
Имидж «илитарности» сослужил отвратительную службу одному из некогда самых красивых районов города. Стрелка может проститься со своим имиджем – ничего там ему уже не соответствует.
Да, к параду Победы, вероятно, дорожники смогут привести ее в приличный вид. Иначе путь Бессмертного полка стоило бы организовать в другом месте. Будет дорога, будет, довольно скоро. Но только вот такое благоустройство не изменит район. Четыре полосы вместо двух не превратит это место в приличное.
Ах, это вечное ожидание счастливого будущего…