Поездка в путешествие по обычным дорогам вполне может стать роковой для автомобиля. Именно так произошло с нашей читательницей Ольгой, которая решила с мужем приехать в Усть-Каменогорск (и дальше по Восточному Казахстану) на собственном автомобиле.
Сразу скажем: это не городские автолюбители. И автомобиль у них не седанчик, приспособленный лишь к комфортным городским трассам после недавнего ремонта. Это – семья джиперов – люди, которые не просто специально готовятся к путешествиям по неизведанному бездорожью, но и отлично разбираются в самом автомобиле.
И вот ведь досада – они решили проехать по казахстанским дорогам, наивно предполагая, что уж вседорожник Hyundai Terracan сможет их преодолеть. Забегая вперед скажем: не смог. Не справился с поездкой по дороге республиканского значения Алматы – Усть-Каменогорск, застрял по пути, как в какой-то таежной чащобе.
Дневник путешествия Ольга написала по просьбе редакции. Вот ее рассказ:
Как угробить машину за 58 часов?
«18 июля, рано утром, в прекрасном настроении и предвкушении интересного путешествия мы выехали из Алматы в Усть-Каменогорск.
До поездки автомобиль прошел полное ТО, мелкие недочёты были устранены – мы ещё помнили прошлогоднюю поездку, когда благодаря состоянию дороги в славном городе Аягоз, лопнула усиленная пружина.
За Талдыкорганом асфальт закончился, прошлогодние заплатки превратились в ямы, но к 11 утра мы уже были за Саркандом. Машина стала подтраивать…
Продиагностировали автомобиль и, казалось, выявили проблему: прерывистая работа форсунки.
Пошевелили разъемы, позвонили в Усть-Каменогорск, попросили друзей купить запчасти, чтобы к приезду получилось их заменить. Завели… Не особенно полегчало, но ехать можно.
Спустя километров сто направления (дорогой назвать это язык не поворачивается) от Учарала, и машина глохнет на ходу. Снова диагностика: снова те же ошибки – и ничего не помогло. Завести автомобиль обычным путем не получилось.
Делать нечего, последняя попытка завести автомобиль – уже с эфиром, и дизелек затарахтел… Шумно, жёстко, но заработал.
Через 34 километра машина снова глохнет. Время 10 вечера. Темнеет, пытаемся снова завести с эфиром – бесполезно.
К часу ночи решаем, что утро вечера мудренее и укладываемся подремать втроём в загруженной машине. Проснулись в 7 утра и стали звонить в город в поисках того, кто сможет привезти нам косу и датчик за 430 километров…
Тормозим дальнобойщиков. С нами делятся водой и сигаретами. Останавливается очень много машин, спрашивают, нужна ли помощь, есть ли у нас попить и поесть – мы благодарны каждому за отзывчивость!
К обеду решаем поймать попутку и попросить отвезти до кафе или заправки.
Остановилась первая же машина и, конечно же, нам не отказали в такой просьбе – Артем уезжает, а мы с Мишей пока раскладываем тент – солнце жарит. Поймать попутку обратно у Артема не получалось долго, но ему снова помогли дальнобойщики – все видели стоящую второй день на обочине машину и понимали, что ситуация у нас безвыходная.
Целый день мы развлекаемся как можем – от скуки повесили флаг, шутили, что здесь нами будет основан новый город, играли в города и слова, разобрали и подготовили машину для ремонта…
Александр Пахотин из Усть-Каменогорска приехал в пять вечера и сообщил, что дальше дорога ещё хуже… Но деваться некуда – ехать надо.
Быстро ставим привезенные им запчасти и заводим машину – она не заводится! Ситуация становится критической… Стараясь не паниковать и наплевав на усталость, разбираем машину обратно, проверяя все, даже бредовые возможные причины поломки.
Через пару часов понимаем, что в топливной магистрали очень много воздуха. Начинаем искать утечку. Успешно находим, даже несколько и даже начинаем понимать причину этого.
Поздним вечером автомобиль удалось запустить… Через 250 км он заглох окончательно.
Время – четыре часа утра, 20 июля…
Попытки реанимировать машину закончились нашей неудачей. Решаем больше не мучиться и тянуть машину тросом до города. Оставшиеся до Усть-Каменогорска 177 километров. 177 километров кошмара.
И потом, после помощи Евгения Ляпунова в ремонте, после отдыха мы начали исследовать, в чем же проблема?
После анализа ситуации, пришли к мнению, что всему виной – дорога, тряска автомобиля на кочках и ямах и асфальтовых «волнах». Именно это и стало причиной того, что от постоянной вибрации ослабли крепления топливных шлангов, стал попадать воздух в топливо. Больше того – именно из-за дороги поднялся осадок в топливном баке и им забило фильтры, убив форсунки….
Это – ремонт, привычное дело, особенно, когда причина ясна. Обидно, что все это произошло не по нашей вине, а из-за состояния трассы республиканского значения. Но мы – привыкшие к бездорожью и решению проблем.
Однако не все из автолюбителей такие, как мы, не у всех есть друзья, которые способны за полтысячи километров привезти вышедшие из строя детали, не у всех есть запаса еды, воды, тент – зачем обычному автолюбителю все это на обычной дороге между двумя городами в цивилизованной стране?
И мы видели на обочинах автомобили – с пробитыми шинами, без колес, с открытыми капотами…
И при этом за двое суток, проведенные на трассе со сломанным автомобилем, в зоне, которую едва-едва покрывает сотовая связь, мы не увидели ни одного представителя дорожно-патрульной службы. Наверное, они все были заняты дежурством в “более важных местах” – где можно поймать превысившего скорость водителя, или зафиксировать обгон, запрещенный на участке знаком… На нашем отрезке пути не было ничего подобного: ни запрета обгона, ни возможности превысить скорость. И полиции тоже не было – неужели лишь поэтому?
Насколько я помню, трассы должны патрулироваться.
Сейчас, конечно, все почти хорошо, да, конечно, планы сорваны, но мы хотя бы можем вернуться домой. И все это благодаря друзьям.
Именно в этот раз я сказала себе: никогда больше я не поеду в Восточный Казахстан, пусть едут туристы, которые еще не знают, что они могут заночевать на трассе и никто, кроме дальнобойщиков, им не поможет: ни полиция, ни оперативные службы, ни ремонтные бригады. Хотя, если учитывать состояние дорогие, СТО должны стоять на каждом двадцатом километре – и для всех из них найдется работа.
Сейчас меня немного отпустило. С хотя машиной все далеко не в порядке после путешествия по магистральным трассам современной страны, я все равно приеду снова – я люблю эти края, и никакое равнодушие властей к проблемам автомобилистов, никакие искусственно создаваемые проблемы меня не смогут остановить…
Просто я буду знать – к трассе республиканского значения надо относиться так же, как и к тропинке через таежные буреломы – как к самому страшному и подлому бездорожью, которое может вас остановить в любой момент. И никуда вы отсюда не денетесь…»