Эксперты компании Raimbek заявили, что запасы сахара в Казахстане подходят к концу, сообщают республиканские СМИ. По словам Сурена Абибулаева, руководителя управления цепями поставок пищевого дивизиона компании, сахар может исчезнуть с прилавков уже через две недели.
Причина грядущего дефицита, по словам С.Абибулаева, кроется в установленном государством запрете на ввоз сахара из стран, не входящих в Таможенный союз. Еще один фактор, влияющий на поставки – остановка заводов Центрально-Азиатской Сахарной Корпорации, самого крупного производителя сахара в Казахстане, чья продукция обеспечивает порядка 60% рыночной потребности. Производство ЦАСК прекратила 1 августа 2018 года.
Кроме того, до 1 августа в Казахстане действовала так называемая льготная пошлина – ввоз сахара не облагался налогом. Постановлением Правительства РК весь сахар, импортируемый не из стран-участниц ЕАЭС, теперь облагается пошлиной из расчета $340 за тонну. Такие пошлины, по мнению экспертов, приведут к резкому повышению розничной цены – до 80%, соответственно, кондитерская продукция может подорожать на 40%.
На заявление С.Абибулаева ответили в министерстве национальной экономики. Пресс-служба МНЭ заявила, что никаких оснований для дефицита сахара и роста цен нет. «Отмена льгот на ввоз сахара для ряда производителей не повлияет на население в части дефицита или роста цен», — говорится в заявлении МНЭ РК.
О ситуации, сложившейся на рынке белого сахара, рассказал и вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев.
“Возможно, что какое-то напряжение будет, но для того, чтобы мы всё-таки решили эту проблему и создали условия для собственных производителей сырья, это неизбежный этап, который надо проходить”, – сообщил А.Евниев.
По данным министерства сельского хозяйства более 90% сахара в Казахстане производятся из привозного сырья – сахарного тростника. И лишь 10% от общего объема изготавливается из сахарной свеклы, выращиваемой в Казахстане.
“Наши в своё время сахарные заводы включили все свои возможности, пролоббировали льготы, и сейчас они истекают, и придётся работать в более рыночных условиях. И вся эта волна информационная, на мой взгляд, это управляемая волна, это способ воздействия шантажа на общественность, на государственные органы. Поэтому здесь, мне кажется, надо без эмоций. Рынок должен работать”, – заявил вице-министр.