14:48 | 24 ноября 2024 | Воскресенье

ПРО ШКОЛУ. Часть 3: Об экспериментах, латинице, трехязычии и уроках на природе и в цехах

Продолжаем разговор с исполняющим обязанности руководителя городского отдела образования Дмитрием Журавлевым о ситуации в школах Усть-Каменогорска. Начало: 1 часть, 2 часть.

F: Почему именно Восток становится площадкой для пилотных проектов в сфере образования?

– Солнце всходит на востоке (смеется). Но если серьезно, я понимаю, что много инноваций проходит апробацию. И где, как не на Востоке, особенно в Усть-Каменогорске, это делать? У нас вообще по Восточно-Казахстанской области четыре города – это Риддер, Курчатов, Семей и Усть-Каменогорск, где внедряют, апробируют. В Усть-Каменогорске – больше возможностей, у нас есть и отделы, и управления, и департаменты. Исходя из их положения, компактности, можно найти ответы сразу на возникающие проблемы, на возникающие вопросы. Это как раз показывает внедрение процесса выдачи направлений в дошкольные учреждения – сразу отреагировали, сразу начали прорабатывать жалобы, которые были от наших родителей, для улучшения непосредственно самой системы.

F: Существует ли разграничение полномочий по новшествам, внедряемым в школах? То есть что-то внедряется на уровне министерства, что-то управления образования, а что-то уже конкретно на уровне городского отдела?

– На сегодня Министерством образования и науки Республики Казахстан даются большие полномочия директорам и родителям. Теперь директор не привязан к какому-то определенному типовому учебному плану. То есть в типовой учебный план входят предметы, и количество часов по ним. Теперь каждый руководитель, исходя из своей материально-технической базы, исходя из желаний родителей, то есть исходя из своих внутренних условий, может выбрать определенное направление: естественно-математическое, общественно-гуманитарное, углубленного изучения определенных языковых каких-то дисциплин. Директор вместе с родителями выбирает свое направление. И вот это количество часов он уже самостоятельно варьирует и вносит какие-то свои предметы. Не «свои» я имею в виду, есть перечень. Где-то больше часов уделяется, допустим, математике, а языковым – меньше. Есть инвариантный блок, есть вариативная часть. Сам акцент сделан на том, что руководители с родителями уже могут сами выбирать траекторию дальнейшего обучения своих детей.

F: В какие сроки ожидается переход в преподавании казахского языка на латиницу? И насколько готовы учителя?

– Пока распоряжений нет. Идет подготовительный этап. На сегодня вопроса именно резкого такого перехода нет.

F: Предполагается ли усиление роли казахского языка в русскоязычных школах?

– Вообще меняется не только структура, меняется сама методика преподавания казахского языка. Если раньше делали упор на грамматические основы, сейчас больше упор делают именно на развитие разговорной речи. Поэтому в программы, в календарно-тематические программы и вообще в уроки внесены изменения. В связи с внедрением обновленного содержания образования. Благодаря этому мы можем в скором времени – сейчас говорить об этом рано – увидеть результаты данного внедрения.

F: Как происходит внедрение трехъязычия в наших школах?

– У нас уже есть школы, в которых есть педагоги, которые прошли переподготовку и уже ведут на сегодня предметы «физика», «химия», «биология», «география», «информатика» на английском языке. Сегодня, конечно, чисто на английском языке – еще нет. Но, по крайней мере, какие-то основные определения, теоремы, начало урока, завершение урока уже ведутся на английском языке. И педагоги получают соответствующую доплату. Поэтому здесь не то чтобы контроль, но именно мониторинг со стороны администрации и отдела образования.

F: В наших школах изучение материала в основном проходит в классах. Во многих странах же практикуется познание его на выезде, на конкретных примерах. Планируется ли у нас внедрение такой практики?

– Вообще у нас город промышленный. Здесь очень много мероприятий. По некоторым предметам весьма логично было бы ходить туда на экскурсии. Но пока работа идёт не в том объёме, которого хотелось. Лишь немногие из предприятий идут на контакт в этом плане. Но зато выездные уроки проводятся на базе музеев. В прошлом году уже мы запустили этот проект. То есть учитель истории приходит в музей, смотрит его базу, подводит к своему уроку – у него уже в календарно-тематическом плане это есть, договаривается. Потом берет в определенное время детей, приводит туда и на базе этого музея уже проводит урок. Есть приказ управления образования. В этом году точно также будет. На сегодня прорабатывается вопрос с Астаной. ЭКСПО закончилось, но объект-то работает. Там тоже предлагают свои услуги, бесплатные услуги. Единственный вопрос сейчас – это выезд детей.

Статьи:

Опубликовано:
Часть первая: Коррупция и где найти еще денег
Часть вторая: О субботниках, праве педагога на отказ и снова о деньгах
Часть третья: Об экспериментах, латинице, трехязычии и уроках на природе
Скоро:
Часть четвертая: О медиках, полицейских в школах и о том, куда они пропали

 

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ