Они ездят на немецких авто, едят селедку с творогом и отчаянно гордятся рижским бальзамом. Латыши. Какие они? Далекие или же похожие на нас, восточноказахстанцев? Тайны загадочной прибалтийской души для FACTUM раскрывает восточно-казахстанский странник, путешественник со стажем и обладатель редкого имени Калкаман Ягудин.
F: Калкаман, ты в новой для себя стране, в новом городе, что первым делом бросилось тебе в глаза?
Калкаман: – Дороги. (Смеется) Ну ей-богу как у нас весной. Вообще странно, но инфраструктура в Латвии в этом отношении хромает. А еще интересно, что там курильщики стараются отойти подальше от входа в здания. Любые. У нас народ, наоборот, на крылечко, вроде как на частной территории, не оштрафуют. А там – близко к двери и всё – штраф.
F: Бытует мнение, что латыши больше всего гордятся своими рижскими шпротами, которыми в свое время кормили полмира. Это так?
Калкаман: – А вот и нет. Шпроты для них – как побочный эффект СССР, что ли. Не то, чтобы не гордятся ими – это как данность. Да еще, наверное, сказывается влияние ЕС – в производстве особо не разойдешься. Зато “Рижский бальзам” – это да! Они любого заграничного гостя готовы им потчевать. Он у них разных вкусов и цветов. Главное – не переборщить. Ну, еще они очень любят свою символику. Особенно флаг. Почти на каждом автомобиле латыша он красуется.
F: А какие авто предпочитают латыши?
Калкаман: – Очень любят немецкие авто. Много на улицах AUDI, BMW. Машины достаточно новые. Велосипедов и мотоциклов не так много, как в других европейских городах.
F: Калкаман, ты жил в Риге целый месяц. Расскажи, какая она?
Калкаман: – Что интересно, нет такого ощущения: “А-а! Я попал в Европу!” Напротив, кажется, что никуда и не уезжал. Очень много привычных нам пятиэтажек. Но все меняется, когда попадаешь в Старый город – так называется их исторический район. Там чувство, что попал в средневековье. Так, наверное, во всех старинных городах. Даже толпы современного галдящего народа (а я там был в день ярмарки) не убирают чувство прикосновения к какой-то древности. На самом деле очень круто.
F: Что тебя удивило больше всего в Риге?
Калкаман: – Я совершенно случайно наткнулся на мечеть, которая располагалась… в двухкомнатной квартире! Причем, это официальная мечеть. Называется Мусульманским центром. У них на роскошь не смотрят, главное, место намоленное.
F: Как передают разные СМИ, тема русского языка там не на последнем месте по проблематичности. Ты с этим сталкивался?
Калкаман: – Честно, нет. Старшее поколение неплохо владеет русским. Запросто подскажут дорогу, объяснят, что и как. А молодые, в основном, только на латышском говорят. По-английски только единицы более-менее сносно. Они хоть и в ЕС, но почему-то с английским туго.
F: А как насчет местных деликатесов?
Калкаман: – Селедка с творогом. Для нашего человека ну слишком, да? А попробуешь – и правда ничего, не так страшно как кажется и последствий нет. Может, потому что творог соленый. (Смееется)
F: Главная достопримечательность Латвии на твой взгляд? Куда посоветуешь зайти путешественнику из ВКО?
Калкаман: – Однозначно, в Юрмалу. Великолепный курорт, сплошной пляж. Так что всем, приезжающим в Латвию, советую ехать именно туда. Кстати, от центра Юрмалы до центра Риги рукой подать: всего-то 25 километров. Еще одно интересное место – Сигулда. Это город где-то в пятидесяти километрах от Риги. Там великолепные восстановленные крепости, замки. Этому городу больше 800 лет. Кстати, местность там очень напоминает наш край, природа почти такая же. Туристы туда текут рекой, достаточно много рижан там отдыхает. Было бы здорово, если бы и у нас туризм так развивался.
F: Так какие все-таки латыши, на твой взгляд?
Калкаман: – Хмурые. Если честно, у нас люди счастливее, что ли. Да и приветливее. Там не хамят, просто, характер, наверное, такой. (Улыбается) А может, просто свое все же ближе к сердцу.