19:43 | 23 ноября 2024 | Суббота

Дело о рекламе: как магазин выиграл суд с чиновниками

В Алматы ретейлер Red Park оспорил в суде начисленную налоговую задолженность в размере почти 1 млн тенге за рекламу на своей же витрине. О скандальном деле рассказал журнал Forbes.kz.

В апреле 2018 магазин казахстанских дизайнеров FashionPark в Алматы открыл на своей площадке дисконт-центр европейских брендов Redpark. За два месяца перед открытием витрины магазина были оформлены объявлением о скидках в честь запуска.

Фото: Forbes

«Без каких-либо предупреждений налоговая арестовала нам счета. На разбирательство ушло четыре дня. Как выяснилось, у нас образовалась задолженность почти в миллион тенге за рекламу, будто мы баннер целый разместили. На тот момент мы работали около месяца, и это большие отвлечения денежных средств для малого и среднего бизнеса. Я уже не говорю о задержках операций по оплате с поставщиками», – рассказала Forbes.kz основатель и директор ТОО «RED PARK» Жанар Сулейменова.

Задолженность за рекламу, а именно за использование витрины собственного магазина, предприниматели, открывшие Redpark, погасили, но с положением дел не смирились. Дело в том, что суммарный размер 17 рекламных наклеек в виде круга составлял не более 19 кв. м, тогда как оплату за размещение рекламы им насчитали как за баннер размером свыше 70 кв. м, а это 200 МРП в месяц. Как рассказал Forbes.kz адвокат Олег Чернов, налоговая задолженность за два месяца на сумму 962 тыс. тенге у Redpark образовалась в результате фотоотчёта управления архитектуры и градостроительства города Алматы, предоставленного в управление государственных доходов по Медеускому району города Алматы.

«Исходя из буквального значения информации, указанной в сведениях фотоотчёта, следует, что количество размещаемых объектов рекламы – 1, превышает площадь 70 кв.м. С указанными расчётами, конечно, предприниматели были не согласны. Сначала мы пытались урегулировать проблему мирно, чтобы нам произвели перерасчёт, неоднократно приходили на приём к юристу управления архитектуры, который курировал этот вопрос. К руководителю нас не пускали. Но на протяжении трёх месяцев мы так и не получили внятного ответ. Когда сроки на обжалование практически подошли к концу, юрист управления архитектуры заявил, что они рассмотрели наш вопрос и вынуждены нам отказать в перерасчёте», – сообщил Олег Чернов.

Олег Чернов, фото: соцсети

После этого адвокат, представляя интересы ретейлера, обратился в специализированный межрайонный экономический суд с исковым заявлением о признании незаконными действий городского управления архитектуры и градостроительства и управления государственных доходов по Медеускому району.

«Я понимал, что противодействовать госоргану по обжалованию их действий в области рекламы будет сложно. Многие юристы и предприниматели, обжалуя действия госоргана в части начисления за рекламу, мотивировали свою позицию в основном тем, что размещаемая ими информация не относится к объектам рекламы. Мы же пошли по другому пути. Мы признали, что наша информация на витринах является рекламой, однако мы были не согласны с её замерами. По сведениям управления архитектуры, наши объекты рекламы превышают 70 кв. м, а по нашим сведениям и расчётам наша реклама не превышала и 19 кв. м. Также мы обратились к экспертам, чтобы они произвели расчёт площади нашей рекламы. Заключение экспертов также подтвердило наши расчёты», – рассказал Олег Чернов.

В ходе судебного разбирательства выяснилось, что представители управление архитектуры не замеряли объекты рекламы и даже не выезжали на объект. Как выяснилось, фотографии витрин сделали представители ТОО «НИИ Алматыгенплан», с которым управление архитектуры заключило договор.

«В рамках этого договора сотрудники ТОО выявляют и скрытно фотографируют объекты рекламы. После чего указанные фотографии передаются в управление архитектуры, и те в свою очередь производят замер рекламы по фотографиям. Однако указанный механизм выявления рекламы и, соответственно, расчёт размера рекламы по фотографиям противоречит требованиям Предпринимательского кодекса. Только госорган имеет полномочия и право проводить какие-либо проверки, в том числе и выявлять нарушения путем фотофиксации», – сообщил Forbes.kz Олег Чернов.

«В суде выяснился вопиющий факт – представитель управления архитектуры заявил, что размер рекламы они определяют на глаз, не выходя на место», – поделился своим мнением заместитель директора национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Айтуар Кошмамбетов.

Он также отметил, что в соответствии с законодательством предпринимателям должны были предоставить время на устранение выявленных нарушений, а не начислять задолженность по рекламе и уж тем более не арестовывать счета.

«В ходе судебного разбирательства мы замерили повторно объекты рекламы наглядно перед судьей. По сути, мы могли вообще молчать, поскольку по данной категории дел именно госорган должен доказать, что его обжалуемые действия абсолютно законны. Но представитель управления архитектуры не смог доказать это и сослался на то, что замеры рекламы проводили по фото. Я, конечно, протянул ему фотографию, чтобы он наглядно в суде продемонстрировал, как он замерял. Но и этого он сделать не смог, мотивировав тем, что определял размер на глаз», – сообщил Чернов.

В итоге заявленные требования от имени Redpark были удовлетворены – действия КГУ «Управление архитектуры и градостроительства города Алматы» по предоставлению сведений фотоотчёта в управление государственных доходов по Медеускому району города Алматы признаны незаконными. Правда, данное решение ещё не вступило в законную силу.

Как рассказал Forbes.kz Айтуар Кошмамбетов, в Алматы предприниматели уже пытались оспаривать аналогичные действия управления архитектуры и в 99% проигрывали суд.

«В данном случае произошёл прецедент. Собственно, другие предприниматели идут по другому пути – оспаривают, что объект, за который им начисляют налоговую задолженность, не является рекламой. В данном случае пошли по другому пути – они не оспаривали, что это реклама, наоборот, признали, но доказали, что эта реклама не превышает допустимых размеров. И для нас, для палаты предпринимателей, это дело очень важно, так как управление архитектуры признало, что передало свои функции какому-то ТОО», – сказал он.

Как сообщил Айтуар Кошмамбетов, в период за 2017 и первый квартал 2018 в палату предпринимателей Алматы поступило 19 жалоб на действия государственных органов по вопросам размещения рекламы.

«Есть такие случаи, когда в фотоотчётах управления архитектуры представлены фотографии, сделанные на ходу. Проверяющие просто едут по улице и фотографируют из машины – там даже видно окно автомобиля. И по этим вот фотографиям управление архитектуры определяет, реклама это или нет, на глаз определяет размеры и отправляет уведомление в налоговую», – рассказал Айтуар Кошмамбетов.

Он сообщил, что ещё в июне отправил обращение в алматинский департамент Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, в котором на основании поступивших жалоб рассказал о практике управления архитектуры.

«Агентство нас поддержало, вынесло управлению архитектуры рекомендации. Но они пока не исполнены», – сказал он.

К слову, жалобы предпринимателей по вопросам размещения рекламы поступают только в Алматы, в других городах подобных ситуаций с начислением задолженности по налогам не возникает.

«Мы также по максимуму пытаемся довести до сведения Министерства национальной экономики возникающие споры. Нам обещали, что будут разработаны соответствующие рекомендации по процедуре размещения наружной рекламы, как это должно происходить. Пока ждём», – сообщил Айтуар Кошмамбетов.

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ