Новость о вероятном отключении ЖК “Ривьера”, расположенном в поселке Металлург города Усть-Каменогорска, от сети электроснабжения вызвала немалый ажиотаж среди жителей этого комплекса.
Напомним, два дня назад на дверях подъездов элитного жилого комплекса “Ривьера” кто-то вывесил копию письма, якобы отправленного поставщиком электроэнергии ТОО “Шыгысэнерготрейд” в адрес администрации города. В письме говорится, что компания-поставщик намерена отключить электроэнергию в нескольких домах за долги жильцов. При этом долг владельцев квартир (вернее, долг комплекса в целом) оценивался в 813 тысяч тенге.
В свою очередь, сами владельцы элитных квадратных метров говорят о нарушениях, допущенных при строительстве, ведь уже два года они вынуждены платить за свет по коммерческим тарифам, определённым для юридической недвижимости, – по 13 тенге за киловатт.
– Виноват застройщик, не выполнивший технические условия АО “РЭК” при передаче комплекса ТОО “Шыгысэнерготрейд”, – жалуется один из жильцов.
Впрочем, такую же версию озвучили и в самом «Шыгысэнерготрейде», подтвердив мнения людей – предприятию должны не жильцы. Электроснабжение комплекса осуществляется не по индивидуальным договорам с каждым из владельцев квартир, а по так называемой «общей схеме» – вся потребленная комплексом электроэнергия оплачивается жильцами «коллегиально» – по принципу «взять и поделить». Договор на снабжение – с юридическим лицом, которое, естественно, оплачивает энергию по тарифам, предусмотренным для юридических лиц. То, что на самом деле потребителями являются лица физические – жильцы квартир – это проблема их взаимоотношений с застройщиком или управляющей компанией. ТОО «Шыгысэнерготрейд» в этом случае не может, да и не должно как-то беспокоиться о ситуации, если ее не способны разрешить сами участники.
Что касается письма, то это обычная практика приличного выяснения взаимоотношений и обязательств. В условиях растущей задолженности повлиять на ее погашение можно и вот такими предупреждениям: как в отношении самих жителей (но на самом деле именно тут сами жители и не должны ничего ТОО «Шыгысэнерготрейду» – у них нет с ним договорных взаимоотношений), так и в отношении служебной переписки с ответственными лицами официальных органов. И эта переписка далеко не всегда вообще должна становиться достоянием общественности – это обычный процесс в стремлении объяснить свою позицию и найти способы решения проблемы. Часть такой переписки – тактические меры, призванные как-то стимулировать развитие ситуации, за ними не всегда стоят реальные угрозы. Появляться такому письму на дверях подъездах было незачем. Пугать жителей «Шыгысэнерготрейду» ни к чему – не жители ему должны.
– Кто его там разместил мы не знаем, но факт остаётся фактом – долг есть, и этот вопрос необходимо решать, – сказали редакции в ТОО «Шыгысэнерготрейде».
Возмущены жильцы и тарифообразованием управляющей компании, которая, по их словам, взимает непомерно высокую плату в 120 тенге за квадратный метр.
Однако в компании, построившей элитную недвижимость, утверждают совершенно обратное.
– Жильцы просто не хотят платить за свой комфорт, вот и всё, – рассказывает один из руководителей компании «Восток Клио», той самой, которой и необходимо оплачивать счет на энергоснабжение. – Все условия нами были соблюдены, просто кому-то нужно встать с дивана, взять документы и пойти в ТОО «Шыгысэнерготрейд», чтобы заключить индивидуальный договор. Что касается тарифов управляющей компании, то в эту сумму включена охрана, санитарная уборка, вода, свет и много чего другого. На общем собрании я спрашивал, всех ли устраивает эта сумма, не хотят ли они сделать перерасчёт, отказаться от услуг, например, охраны или уборщиц. Все, кто был на собрании, уверили, что сумма – сравнительно небольшая, и они готовы платить. Между тем сейчас задолженность жильцов за предоставленные им услуги составляет порядка 11 миллионов тенге, и это уже не шутки. Я готов предоставить все документы и аргументировать каждое свое слово. А бояться отключения света не стоит, никто не позволит отключить электричество у более, чем тысячи человек одновременно.
То есть вот именно это злополучное письмо могло быть применено уже в интересах управляющей компании – чтобы стимулировать погашение задолженности ей со стороны жителей.
Между тем жители вряд ли разделяют такую позицию руководства управляющей их жильем компании. В ближайшее время они решают, а не устроить ли небольшой ликбез для корреспондентов FACTUM, чтобы объяснить свою позицию и привести свои аргументы. Мы ждем их решения.
В подобных делах довольно редко бывает, чтобы ситуация казалась черно-белой. С юридической точки зрения для нас безупречна пока лишь позиция ТОО «Шыгысэнерготрейд» – услуга оказана и должна быть оплачена. Говорить о том, что «никто не позволит отключить тысячи человек», вряд ли корректно, потому что социальной роли в этой истории у «Шыгысэнерготрейда» не больше, чем у компании, задолжавшей за энергию. Но и у жителей должно быть вполне достаточно юридических методов исправить ситуацию – они купили за вполне серьезные деньги серьезную недвижимость, которая должна быть обеспечена оговоренным в договорах пакетом услуг и инфраструктуры, и проблемы с компанией, управляющей сервисом и услугами, иной раз гораздо проще и быстрее решать с помощью юристов, а порой это еще и обойтись может дешевле. Если, конечно, выполнять собственные обязательства.
Но есть и еще один нюанс. Традиционно беспокойство семейных бюджетов, связанных с покупкой недвижимости, не всегда включает в себя понимание отличий жилых закрытых комплексов с обеспеченной инфраструктурой и обычных квартир в обычных домах. Иной раз стоимость содержания и сервисных услуг той самой управляющей компании выходит далеко за рамки обычных счетов КСК. Жить в охраняемом, ухоженном и обустроенном комплексе не просто дорого, это – очень дорого. Плата за комфорт, спокойствие, чистые дворы, ухоженные подъезды и решение проблем на уровне менеджера сервиса, а не судов с соседями, может кому-то показаться чрезмерной. Но ведь стоимость квартиры – это совсем не то же самое, что и стоимость проживания в ней. Тут уже выбор за покупателем, но он должен понимать, что ему либо придется соглашаться на довольно солидную оплату услуг содержания комплекса, либо отказываться от приобретения недвижимости в нем.
Мы продолжим следить за ситуацией. Хотя бы потому, что это современный жилой комплекс, довольно масштабно распиаренный именно за комфорт, сервис и удобство жизни. Но подобные «мелочи» взаимоотношений жильцов и управляющий компаний способны испортить любое удовольствие от жизни.
Особенное любопытство ситуация вызывает в связи с предстоящим реформированием системы управления жилыми домами и взаимоотношениями между собственниками квартир и управляющих компаний. Потому что если даже в продуманном и направленном на коммерческие интересы жилом комплексе могут возникать такие неурядицы, то можно представить, что будет с теми, чьи частные и личные интересы не настолько важны для будущих управляющих компаний.