К нашему сожалению, мы знаем, как, кем и для чего создается позитивная волна новостей, которая определяет ваше личное отношение к происходящему вокруг и особенно – о влиянии управленцев и администраторов программ на реальность. И мы не хотим в этом участвовать, чтобы за приятный финансовый бонус манипулировать вашим мнением.
За позитив о работе горакимата, который так наполняет надеждой ваши сердца, вы заплатили посредством городского бюджета более 40 миллионов тенге. М-да, плохие новости обходятся вашему карману гораздо дешевле.
FACTUM отчего-то волнует вопрос целевого и грамотного использования бюджетных средств. Ну вообще-то мы считаем, что это наши деньги тоже, которые должны тратиться на развитие страны, а не только на производство лапши для наших ушей.
Взять, к примеру, ситуацию с нашим запросом о затратах акимата Усть-Каменогорска на освещение государственной информационной политики.
Все эти новости о поездках акима города на сайтах и пабликах, информация о подготовке к отопительному, паводковому сезону, бравурные заявления, красивые фотографии и изящные съемки с квадрокоптера – кто за все это платит?
Да, мы знаем, что абсолютное большинство этого позитива оплачивается за государственный счёт под ведомости и приложения к договорам на освещение государственной политики. Так что вполне естественно мы считаем, что уж чиновники-то должны знать сколько они потратили на это бюджетных денег, сколько было опубликовано материалов, в каких изданиях и с какой эффективностью (например, акима полюбили на 32% больше, чем любили бы без всех этих трат).
В ответ на наш сухой запрос мы ожидали увидеть такие же сухие цифры.
И.о. руководителя аппарата акима города Усть-Каменогорска Нурлыбек Шерубаев ответил: «Акимат города Усть-Каменогорска, рассмотрев Ваш запрос от 2 октября 2018 года о предоставлении информации касательно государственного информационного заказа в СМИ, сообщает следующее. При получении дополнительной информации, запрашиваемые Вами сведения, будут предоставлены». Конец цитаты и наших надежд.
Это – всё. Ни одной цифры. Впечатление, что государственные служащие либо не считают деньги, либо не хотят рассказывать о методах и формах работы с общественным мнением.
Ну – не беда. Утерли слезки официальным ответом и пошли прогуляться по сайту госзакупок.
Мы поверхностно покопались на этом сайте и посмотрели траты бюджета города по линии всего одной структуры – ГУ “Отдел внутренней политики города Усть-Каменогорска”. И только по лотам, которые предполагают услуги по подготовке информационных материалов и публикации/размещению их в СМИ и в соцсетях. Только за один 2018 год.
Это – открытые данные. Сумма состоявшихся закупок такого рода в 2018 году, распределенная среди тех, кто создает и распространяет новости, по нашим оценкам, составила больше 40 миллионов тенге. Не много, но и выборка минимальная. Мы бы из искреннего любопытства хотели узнать точные цифры, да вот только городской акимат отказался нам их сообщить.
Из интереса мы поглядывали и на победителей, выигравших эти лоты. Но вам мы о них не расскажем. Смысл-то перечислять тех, кого вы и так просматриваете каждый день.
Напомним, эти лоты – как раз те новости, которые вы читаете в газетах, лентах изданий и пабликах. Причем заказчик (отдел внутренней политики города) имеет право редактировать их так, как ему хочется. Но часто ли вы встречаете в новостях строку “этот позитивный и актуальный материал оплачен и отредактирован администрацией города, а редакция не несет ответственности за его содержание”? А хотелось бы ее видеть в таких новостях.
Так что если в очередном рейде акима города вы видите рядом с ним журналиста популярного издания, то вспомните, что в спецификации к договору написано: “поставщик обязан организовать своевременное прибытие своего корреспондента на место события для сбора информации, подготовки и размещения материалов“. И вместо искреннего интереса к событиям со стороны редакции это присутствие журналиста становится лишь отработкой условий рекламы.
Если вы посчитаете, что новости – редакционные, то в той же спецификации встретится и такой пункт: “подготовленный материал является собственностью Заказчика”.
Все эти «свежие новости», это – обычная реклама. Заказчик (горакимат) получает в свою собственность рекламный материал и платит за это государственными деньгами, чтобы прославлять свою работу.
И только вы все еще продолжаете считать это «новостями».
Является ли эта массированная и постоянная реклама, завуалированная под обычные новости, лживой или преувеличивающей достоинства товара (как это бывает с обычной рекламой) – решать вам. Но уровень доверия к таким “новостям” и сравним должен быть с доверием к именно рекламе. Односторонние оценки, передергивание фактов, некорректные выводы и пустые обещания – это методы обычной товарной рекламы, задача которой создать спрос, а не проводить ликбезы. Применимо ли это к “рекламным новостям”? Надеемся, что нет.
Cчитается, что настоящее СМИ должно быть объективным и при этом приоритетным источником объективной информации для него должны быть официальные органы власти.
То есть не только за деньги, но и по «профессиональному подходу» журналисты в первую очередь должны транслировать точку зрения власти и опираться в своих выводах на нее. Как одновременно быть объективным и при этом сознательно отдавать исполнительной власти право редактировать публикации, не извещая об этом читателя, – закон, увы, не объясняет.
Нет, это не цензура – ведь это материалы, изготовляемые по воле заказчика. Цензура – это звонок мелкого клерка с просьбой снять редакционный материал с публикации, потому что он лично ему или его начальству не понравился.
А вот насколько власти готовы именно просто информировать заинтересованного журналиста – перечитайте хотя бы официальный ответ на простой вопрос в начале этой статьи.
Что делать редакциям? Обычные рекламодатели не способны обеспечить довольно дорогие бюджеты изданий, да не очень-то и хотят. Поток денег от читателей снижается – нет подписки, нет продаж. Как жить? И вот тут очень кстати, что деньги за поддержку интереса к деятельности органов власти вполне способны заменить в бюджетах редакций доходы от обычных рекламодателей. Впрочем, так оно и происходит. Так что редакции должны быть благодарны, что есть хоть кто-то, готовый поддерживать их стремление сообщать миру новости. За разумную моральную плату.
Вы можете все еще слышать отголоски “The Wall” Pink Floyd в своей памяти, читать “Скотный двор” или “1984” Оруэлла и… продолжать не ассоциировать их со своей жизнью.