Начнем с того, что нам очень хотелось бы, чтобы вот такими небольшими, уютными, отлично организованными комплексами и развивалось бы жилищное строительство будущего Казахстана. Вместо масштабных переполненных «муравейников» с небольшими квартирами в 15-20-этажных домах, вместо дворов, которые предназначаются сразу для нескольких тысяч жильцов, вместо необъятных автостоянок для этих чрезмерно многоквартирных домов.
Закрытые от нежеланных посторонних, спокойные и уютные невысокие дома с просторными квартирами для комфортной и счастливой жизни – это просто мечта. Точнее, это могло быть мечтой. Но в случае с потенциально желанным жилым комплексом «Ривьера» что-то пошло не так.
Самое удивительное – это то, что все очарование этого места портят все же бытовые мелочи, довольно легко исправимые проблемы, накаленные взаимоотношения, которые можно, и нужно разрешить миром ради общего успокоения. Текущая крыша? Да мелочь же, решается на раз. Неухоженные газоны: очень дешево, немного работы, чуть ухода – и готов идеальный газон. Сосульки, свисающие зимой с немного неудачно спроектированных крыш – тысячи вариантов дешевой и эффективной борьбы с этой напастью. Мы (пусть и не эксперты, но все же имеющие какое-то представление об объемах и стоимости исправления недоделок) не заметили ничего такого, что нельзя исправить не очень большими усилиями и совсем не огромными деньгами. Но… никак не получается.
Время мирных переговоров упущено, и сейчас внутри комплекса – почти война. Жильцы, купившие довольно дорогие квартиры и польстившиеся на рекламные сладости, в течение нескольких лет пытаются отстоять свое право на действительно комфортную жизнь, обещанную рекламными проспектами.
Владельцы комплекса и управляющая компания тоже недовольны – им не нравятся претензии жильцов, а вроде бы очевидные проблемы и недоделки решать как-то не получается. Владельцы комплекса обвиняют жильцов в том, что они не платят за предусмотренный уровень сервиса (что вроде помогло бы управляющей компании и содержать комплекс с необходимым уровнем комфорта и сервиса, и решать проблемы с неизбежными недоделками, протечками и сосульками).
А жильцы тем временем говорят, что они платить-то готовы, да вот только за реальные услуги и реальный сервис, а не за обещания лучшего и все так и не наступающего будущего. Мол, сейчас и платить не за что суммы, которые рассчитаны на полноценный комфортабельный сервис. И тоже правы – нет сервиса, зачем платить за него?
Нашла коса на камень. Стороны пошли на принцип. Годы ожидания завершения работ и наступления наконец-то обещанной райской жизни ожесточили жильцов. Ожесточенные жильцы, не желающие платить за сервис, который они не считают реальным, ожесточили в свою очередь управляющую компанию. И решения нет – только война.
Мы уже рассказывали о позиции управляющей компании в связи с угрозой отключения электроэнергии. Пришло время рассказать о позиции самих владельцев квартир.
Жильцы жалуются, что исправно оплачивают услуги управляющей компании, однако надлежащего ухода за домами не получают уже два года. Почти 160 владельцев элитных квадратных метров объединились в инициативную группу, чтобы доказать застройщику и КСК – элитный комплекс в поселке Металлург не соответствует своему статусу. Свою позицию жители рассказали на встрече с журналистом FACTUM.
Зоны барбекю, две детские и две спортивные площадки, благоустройство, озеленение – все это, по словам жителей «Ривьеры», им обещали до заключения договоров купли-продажи. Однако по факту оказалось, что на территории всего одна игровая площадка, на газонах растут сорняки, а не идеальная газонная трава, в подъездах – открытые шахты лифта, затопленные подвалы. И масса претензий к эксплуатационной компании, которая ежемесячно взимает со своих подопечных по 120 тенге за квадратный метр именно за обслуживание комплекса и сервис, уровень которого, считают жильцы, вообще не соответствует заявленному.
– Я должен был жить в элитном комплексе бизнес-класса, но, можно сказать, получил жилье по госпрограмме – с такими же проблемами, как в домах на Есенберлина в 19-м микрорайоне, – рассказывает, пожелавший остаться инкогнито ввиду своей известности житель «Ривьеры» корреспонденту FACTUM. – Мы долго не хотели выносить «сор из избы», пытались достучаться до управленцев самостоятельно, но после слов представителя ТОО «Восток Клио», что жители не хотят платить за комфорт, наше терпение просто лопнуло.
По словам жильцов, условия здесь не то чтобы аварийные (все-таки новый жилой комплекс, в котором можно жить, не опасаясь, что он рухнет), но явно не комфортные. Во время дождя вода, найдя лазейки в крыше, сбегает прямо в некоторые квартиры, заливает подвальные помещения (чему свидетельствуют видеоотчеты самих жителей), а на улицах, где отсутствует ливневая канализация, появляются небольшие пруды. Зимой двух- и трехметровые сосульки, ласково называемые местными жителями «сталактитами», бомбардируют козырьки входных подъездных групп. Кое-где даже швы пошли трещинами, но усилиями местного КСК проблему все же быстро решили.
– Вопрос ведь не в том, что мы не хотим платить за комфорт, как заявил учредитель ТОО «Восток Клио» Руслан Жакупов, а в том, что здесь его просто нет, – продолжают рассказ жильцы, которых во время беседы с журналистом уже собралось восемь человек. – Мы требовали от управляющей компании ТОО «Oskemen Home Service» обосновать все свои затраты, но в ответ получаем либо старый отчет, либо пространные объяснения.
Люди говорят, что не против платить и дальше по 120 тенге за квадратный метр в свой КСК, но только за те условия, которые им обещали – поддержание жизнеобеспечения на должном уровне с прозрачной финансовой политикой. В противном случае они намерены добиваться смены управляющей компании и даже готовы идти в суд.
– Сейчас нам всем в преддверии зимы обещают отрезать электричество, апеллируя долгом перед «Шыгысэнерготрейдом», а ведь он складывается из нескольких квартир владельцы которых здесь даже не проживают, – говорят владельцы квартир. – Если бы застройщик выполнил все техусловия перед РЭКом, то у каждого из нас были бы индивидуальные договора с ШЭТ, и сумма долга ложилась бы на каждого потребителя в отдельности. Не было бы нужды перекладывать чужую вину на всех. Но нас не возьмут на баланс, потому что даже элементарные меры молниезащиты на подстанции отсутствуют. Чья это вина? Лето прошло, строительный сезон заканчивается. Мы переезжали в элитный комплекс, где все эти проблемы должна была взять на себя управляющая компания. Здесь, чтобы вы понимали, все завязано на электричестве – система канализации на насосах, водопровод… Более того, у нас до сих пор не оформлены кондоминиумы, что уже, в сущности, нарушение закона.
Жалуются жильцы и на охрану, которая должна обеспечивать безопасность жилого комплекса, но в итоге их функция ограничивается лишь открыванием шлагбаума. По словам одного из жильцов, на его машине ночью прокололи три колеса, по словам другого – на крытой парковке у нескольких автолюбителей сняли номерные знаки. По факту кражи на место приезжала опергруппа, но охрана ответила, что за подземные гаражи они ответственности не несут. На территории у мусорных контейнеров в поисках пропитания собираются бездомные собаки, но здесь, наверное, охране вообще ничего не предъявишь. Все-таки не ветслужба. Вот только в чем тогда смысл такого комфорта?
Люди, живущие в комплексе, просят понять их точку зрения и начать решать вопрос. Сколько можно воевать, говорят жильцы, они и сами не заинтересованы в противостоянии, но должны же быть нормальные цивилизованные методы решения проблемы. Почему они оказались заложниками недостроенного и необорудованного окончательно комплекса, но при этом должны нести бремя платежей, как будто тут уже все действительно завершено и работает, как обещано?
Можно понять и руководство управляющей компании – сервисные услуги могут быть оказаны, если на них хватает денег, если они оплачиваются живущими тут людьми, а по словам Руслана Жакупова, руководителя «Восток Клио», тарифы на содержание были согласованы с жильцами. И отказ от оплаты автоматически лишает управляющую компанию финансовых возможностей по содержанию территории. Заколдованный круг.
И решение тут, скорее всего, единственное – доверить суду разрешить конфликт, раз его не удается решить, договорившись между собой. По крайней мере тогда есть надежда, что будут исследованы мнения обеих сторон максимально объективно, и решение будет более взвешенным, чем пикировка обвинениями. Раз уж другого выхода нет.
Мы, журналисты, не склонны считать деньги в чужих карманах, но хотели бы заметить, что по логике завершенное строительство жилого комплекса и продажа в нем недвижимости конкретным покупателям должны были возместить расходы застройщику на весь объем строительных работ и в том числе работ по благоустройству территории. Не в убыток же себе строился комплекс. А, если судить по информации официального сайта комплекса, непроданных квартир в нем – единицы, абсолютное большинство квартир приобретено и оплачено. То есть комплекс вполне должен быть обеспечен финансами для сдачи его в эксплуатацию в идеальном виде. Почему-то этого так и не произошло.
Что же касается угрозы отключения электричества, то как бы ни желали жители дома перевести свою задолженность на расчет с индивидуальными договорами, платить за потребленную всем комплексом энергию им все равно придется – они и сами признают, что все обеспечение работы комплекса связано с потреблением энергии – и расплачиваться за нее все равно придется тем, ради кого эта энергия и потребляется. Так что нет почти никакой разницы по каким договорам платить, обеспечение домов элементарными коммунальными услугами все равно будет производится юридическим лицом и по тарифам, предусмотренным для юридических лиц. Индивидуальное потребление будет рассчитываться лишь внутри квартир.
Клик для увеличения панорамы
А наша мечта разрушена. Очевидно, что работа вот таких небольших жилых комплексов, в которых должно быть очень удобно и приятно жить, – это дело будущего. Пока личные обиды, недоговоренности и взаимные претензии не дадут наслаждаться жизнью даже в таком специально созданном для этого месте.