Для начала – факт: 30 сентября один из высших полицейских чинов областного уровня на улице избил предпринимателя.
Очередной скандал с представителем органов правопорядка разыгрался в областном центре. 32-летний Анатолий Сергеев, преуспевающий бизнесмен и отец троих детей, рассказал корреспонденту FACTUM о том, как 30 сентября его при жене и детях возле дома «угрожая арестом, избил один из высших чинов УБОП ДП ВКО в состоянии алкогольного опьянения».
Как заявил сам пострадавший, в истории, которую он сам называет «полицейским произволом», предприниматель беспокоится о безопасности своих близких.
УБОП – это управление по борьбе с организованной преступностью, довольно опасная для преступников структура, которая умеет управляться силовыми методами с теми, против кого работает. И у этой структуры достаточно законных и негласных методов влиять на тех людей, которые попадают в сферу ее интересов. Именно поэтому эта неприглядная история выглядит довольно странной – до абсурда. Посудите сами.
– Когда я подъехал к своему дому, меня ожидал служебный полицейский автомобиль, из которого вышел знакомый мне уже довольно давно сотрудник УБОПа, – рассказывает Анатолий Сергеев. – Он сразу же направился быстрым шагом ко мне, начал меня оскорблять. Пояснил, что испытывает ко мне неприязнь, а он в силу своего служебного положения, якобы является хозяином в Усть-Каменогорске.
Анатолий Сергеев рассказал, что напавший на него полицейский был в состоянии опьянения, а сам пострадавший пытался избежать провокации и «молча стоял, заложив руки за спину».
– Поняв, что попытки провокации конфликта являются безрезультатными, полицейский на глазах моих жены, троих детей и других свидетелей, находившихся во дворе дома, беспричинно начал меня избивать, нанося мне множество ударов в область тела и головы, – продолжает мужчина. – В результате чего мне были причинены телесные повреждения, которые судмедэксперт впоследствии отнес к средней тяжести.
Остановить расправу, по словам предпринимателя, смог только водитель служебного автомобиля.
История вряд ли настолько однозначная, потому что даже по словам самого избитого предпринимателя, взаимоотношения именно с этим полицейским у него были давние. Причины конфликта, вероятно, довольно серьезные, раз полицейский чиновник такого уровня лично принимал участие в конфликте. При том, что у него должно быть достаточно рычагов влияния, чтобы даже личный спор можно было перенести в кабинеты полиции, а не устраивать избиение предпринимателя на глазах семьи. А предприниматель вполне отдавал себе отчет в том, что вынужден терпеть избиение, не имея возможности на него ответить, – отвечать ударом на удар со стороны полицейского, пусть и в попытке защитить себя, может стать поводом для уголовного преследования. Полагаем, и сам правоохранитель прекрасно знал, что «ответки» не будет.
Вероятно, мы так никогда и не узнаем мотивы, которые стали причиной конфликта. Но каков бы ни был уровень неприязни, избивать человека на улице, да еще так, чтобы медики затем могли зафиксировать телесные повреждения, – для всех обычных людей считается уголовным преступлением.
Анатолий Сергеев рассказывает, что все его попытки добиться справедливости и призвать своего обидчика к ответу до сих пор не принесли плодов.
– Несмотря на то, что я на следующее утро обратился в полицию, прокуратору, агентство по делам госслужбы и противодействия коррупции, а мое заявление было зарегистрировано в ЕРДР, спустя два месяца, виновное лицо все еще не привлечено к ответственности. Более того, в отношении него не только не применена мера пресечения, как того требует закон, но он еще и продолжает работать полицейским, – жалуется мужчина. – Учитывая, что избивший меня человек, является большим полицейским начальником в ДП ВКО, и может, используя служебное положение, оказать влияние на ход следствия по делу, я опасаюсь за жизнь и безопасность членов своей семьи.
Анатолий Сергеев рассказал, что уже неоднократно встречался с высшим полицейским руководством области, был на приеме у начальника Департамента полиции Восточно-Казахстанской области, который пообещал разобраться в сложившейся ситуации согласно букве закона.
Предприниматель и его адвокат подали жалобы на, по их мнению, волокиту в расследовании во все органы, которые ответственны за правопорядок и следят за соблюдением законности. В этих жалобах они беспокоятся о том, что дело может быть прекращено из-за высокого статуса фигуранта и некой «корпоративной солидарности», не позволяющей расследованию внутри самого Департамента полиции быть достаточно объективным и непредвзятым.
При этом, например, областная прокуратура в ответе на жалобу уточняет, что досудебное расследование Управления собственной безопасности Департамента полиции ВКО в отношении полицейского чиновника, начатое 5 октября, не прекращено. Статья, которая ему инкриминируется, – превышение должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения. Наказание по ней в Уголовном кодексе – от пяти до десяти лет лишения свободы. А доводы о том, что дело пытаются «заволокитить» из-за корпоративной солидарности, не подтверждаются. Значит, нет и необходимости в передаче дела от Управления собственной безопасности Департамента полиции области в управление специальных прокуроров областной прокуратуры. В самой областной прокуратуре дело находится на контроле.
Мы уже не раз рассказывали о проблеме пострадавших в ситуациях с полицейскими расследованиями – они в течение нескольких месяцев, пока идут эти расследования, не обладают никакой информацией об их течении. Со стороны потерпевших действительно может казаться, что дело заморожено, что ничего не предпринимается. В случае с избитым предпринимателем прошло уже два месяца с момента нападения на него.
Но как бы то ни было, Анатолий Сергеев полагает, что у него есть вполне серьезные причины опасаться за безопасность своей семьи. И такие же серьезные – считать, что дело могут «спустить на тормозах», говорит он.
– Я не хочу ходить и всю жизнь оглядываться. – говорит он. – У нас многие бизнесмены боятся с ним связываться, но это на их совести. Я терпеть не намерен.
FACTUM тем временем отправил запрос в Департамент полиции области – с тем, чтобы выяснить, действительно ли проводится расследование и отстранен ли подследственный от должности на время досудебного следствия. Впрочем, предполагаем, что и нам, как и пострадавшему Анатолию Сергееву, не удастся узнать, на каком этапе находится разбирательство – скорее всего, до суда (если он будет), все происходящее будет скрыто под «тайной следствия».