223 миллиона тенге выделят в Усть-Каменогорске на ремонт и содержание трамвайных путей.
Соответствующий лот на портале государственных закупок разместил отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог областного центра Восточного Казахстана.
По технической спецификации, подрядчик должен будет в течение 2019 года содержать и выполнять текущий ремонт трамвайных путей, контактно-кабельных линий и использующихся для функционирования трамваев подстанций в Усть-Каменогорске. Требования к поставщику услуг довольно жесткие. В Усть-Каменогорске не так много предприятий, которые имеют требующуюся технику и специалистов. Точнее такое ТОО — одно. Среди прочего требуются снегоуборочные и поливомоечные трамваи, круглосуточная диспетчерская служба, множество специализированной техники и специалистов.
Прописаны в лоте, на который из городского бюджета выделят 223,2 миллиона тенге, и основные требования по исполнению.
Например, подрядчик должен обеспечить немедленное выполнение аварийных работ в круглосуточном режиме, осуществлять ежедневный контроль состояния конструктивных элементов контактно-кабельной сети, оборудование тяговых подстанций, верхнего строения трамвайных путей, основания трамвайных путей и элементов дорожного покрытия в границах балансовой принадлежности заказчика и многое другое, в частности любые аварийные работы по срочному устранению неисправностей, в том числе по подъему сошедших с рельсов трамвайных вагонов, ликвидаций последствий сходов вагонов с рельсов, устранению повреждений пути и спецчастей, возникающих в процессе работы вагонов на линии.
Занятная ситуация. Ведь без малого шесть лет, пока у прежнего владельца трамвайного парка города Анатолия Успенского шли разборки с налоговой, все его счета были арестованы, он не мог заниматься ремонтом путей – все финансовые возможности предприятия были блокированы. Но он предлагал городским властям всевозможные варианты сотрудничества, вплоть до передачи парка в коммунальную собственность, — а с ним не захотели иметь дела, мол, убыточное и бесперспективное предприятие. Предлагал он рассмотреть и возможность помощи городского бюджета в финансировании ремонта и модернизации трамвайных путей – тоже не заинтересовало власти города. Все это время на частника обрушивался шквал критики за аварийные ситуации с трамваями, с тем, что пути не ремонтируются, а вагоны старые. Тон претензиям задавали те же представители власти, которые сегодня готовы выделить из городского бюджета деньги для функционирования подобного ТОО, но учрежденного уже городской администрацией – на замену «убыточного» предприятия Успенского.
Да, у предыдущего владельца трамвайного парка не было возможности оплачивать ремонт путей. Не было и вариантов привлечь кредитование – как раз из-за счетов, заблокированных в связи с претензиями управления госдоходов.
Но по крайней мере, предыдущий владелец не собирался ремонтировать пути и обеспечивать работу трамваев за государственный счет. Ему никто и не дал бы так сделать.
Зато еще до того, как имущество выставили на аукцион АО «Национальная компания «социально-предпринимательская корпорация «Ертiс» закупило в Алматы оставшиеся после ликвидации рельсового перевозчика вагоны на 118 миллионов 508 тысяч тенге и доставило их из южной столицы в Усть-Каменогорск. Теперь несколько вагонов перевозят устькаменогорцев. Но не все, потому что часть из них периодически находится на ремонте. К слову, все это так или иначе было сделано за счет бюджетных средств. То есть заплатили за это налогоплательщики, которые ко всему прочему оплачивают еще и проезд на трамваях. Получается двойная такса. Сначала заплатили налоги, которые пошли на закупку трамваев и выкуп трамвайного парка, затем — за ремонт и содержание путей, но при этом надо купить еще и право проехать несколько остановок?
И сейчас, как нам кажется, складывается парадоксальная ситуация.
Трамвайный парк точно так же принадлежит товариществу с ограниченной ответственностью – юридическому аналогу прежнего владельца. Но у нового владельца условия жизни кажутся намного более благоприятными: до его создания были закуплены новые (старые) трамваи, прошла переподготовка специалистов, найдены деньги на погашение зарплат сотрудникам. Теперь – находятся деньги и на ремонт путей, на содержание линий и на эксплуатацию трамваев в целом. Создается впечатление, что часть – и значительная – эксплуатационных затрат выводится из-под ответственности предприятия и передается, скажем так, на аутсорсинг, оплачиваемый деньгами уже из городского бюджета, а не из бюджета предприятия.
Успенскому предлагали все это делать за счет продаваемых билетов и прибыли, оставшейся от этого. Сейчас же и билеты продаются по-прежнему, но зато и расходы на важные дела оплачиваются за счет других источников, а не одних лишь проданных билетов.
За что же платят пассажиры, если чуть ли не все оперативные функции, судя по условиям лота, оплачиваются за счет государственных средств? Вероятно, мы недостаточно точно оцениваем ситуацию – она довольно закрытая, комментариев по ней не добьешься. Но вот это те самые вопросы, на которые мы будем искать ответ.