С юных лет мы сталкиваемся с бюрократией. Узкие коридоры, в которых не протолкнуться. Внушающая омерзение смесь запахов пота, дешевой китайской лапши и алкоголя. Если здесь найдется пара стульев, то это настоящая благодать. Но «свято место пусто не бывает», кто успел, тот и сел. Даже, если рядом стоит старенькая бабушка. А зачем она пришла, дома бы сидела, свой век доживала!
Вопросы солидарности и простой человеческой морали забывал практически всяк сюда входящий.
Человек человеку – волк!
Нескончаемые очереди, крики галдящих и переругивающихся людей, стоящих здесь с раннего утра, и неприкрытое презрение, взирающих на весь этот «шапито» с высот своего божественного положения, специалистов. Сидящие в высоких кабинетах, они внушали всем нам едва ли не благоговейный ужас.
Пережитки советского строя, целая каста мелких чиновников, получивших почти непререкаемую власть. Все эти «хозяева жизни» поглядывали на очереди просителей с таким видом, будто у каждого за спиной как минимум должность министра той или иной отрасли. Здесь буйным цветом цвела коррупция, а личные связи значили гораздо больше, чем даже право называться гражданином Республики Казахстан.
Паспортный стол, БТИ, Налоговый и Земельный комитеты. Без бумажки ты букашка!
Недавнее жуткое прошлое
Так было еще каких-то 10-15 лет назад. Чтобы узаконить перепланировку квартиры, подарить или зарегистрировать сделку купли-продажи недвижимости, требовалось пройти через несколько кругов филиала Ада на земле под скромным названием – Центр по недвижимости, в простонародье привычное БТИ. Чтобы попасть на прием к специалисту, сюда нужно было приехать в 4 или 5 утра. Но даже в этом случае не было гарантии, что, простояв весь день в очереди, ты попадешь в нужный кабинет. Сотрудники периодически выдергивали из очереди «своих» и проводили их по всем необходимым кабинетам, где довольно быстро оформляли необходимые бумаги. И, если ты человек предприимчивый, располагающий к тому же лишними 20-40 тысячами тенге, то вопрос простаивания в массе постепенно впадающих в отчаяние людей с пустыми глазами для тебя был некорректен.
Деньги давали возможность получения сервиса, которого все остальные были лишены. Если кто-то из очереди начинал требовать порядка и соблюдения своих прав, то в качестве наказания сотрудники отказывали возмущенному гражданину в обслуживании, находя на это массу причин. В пору моей работы в одном из агентств недвижимости именно так все и было. Ускорение регистрации прав на недвижимость стоило от 40 тысяч тенге, в доле были все – начиная от специалиста, заканчивая местным начальство (поверьте, проходили).
Но пришло время перемен, и появились ЦОНы.
Все изменилось…
Чтобы избавить казахстанцев от таких мучений, весной 2005 года вышло постановление правительства Республики Казахстан «Об оказании государственных услуг населению по принципу «одного окна». Этот принцип подразумевает, что человеку больше не нужно бегать по инстанциям и собирать справки. Человек – это клиент, который нанял чиновника, чтобы тот выполнил заказ.
Впрочем, изменения и относительно удобный сервис, которые мы наблюдаем сейчас, прижились не сразу.
Путь от правового нигилизма к светлому демократическому решению проблемы бескультурья в, так называемых, коридорах власти был довольно тернист и долог.
Это сейчас мы удовлетворены работой фронт-офисов ЦОНов, когда началось становление новой структуры недовольных было в разы больше. Не говоря уже о том, что наш чиновник всегда знает, где и как получить свое. Так, например, с открытия филиалов ЦОН, начала процветать торговля талонами на очередь, которые давались строго по одному в руки. Небольшая группа особо сообразительных приходила с утра пораньше к дверям ЦОНа и брала талоны, которых было ограниченное количество, чтобы потом продать тем, кто придет позже. Чем ближе очередь, тем дороже талон. Начиналось все от 500 тенге. В этом прибыльном предприятии участвовали и сами работники Центров обслуживания населения – раз дали возможность, то почему не воспользоваться?
Мне, например, чтобы сдать регистрацию прав на недвижимое имущество клиентов приходилось занимать очередь с пяти утра.
Забегаешь в общем потоке людей в помещение ЦОНа, по дороге, стараясь не стать половичком – снесут, пробегутся по спине и не заметят, и быстрее к человеку, который раздает талоны. Все помнят, что один в руки? А вот не вариант, клиентов то двое, а то и трое. Приходилось идти на ухищрения. То в капюшоне подбежишь, то быстро скинешь куртку, изображая из себя другого человека.
Только значительно позже наладились контакты с местными служащими, готовыми за баланс на сотовый телефон взять талон и позвонить, когда начнет подходит его время. Да, время… Клиентов тогда обслуживали малоквалифицированные специалисты, и необходимые процессы проходили ужасно медленно, очередь двигалась с черепашьей скоростью.
Для того, чтобы улучшить работу Центра обслуживания населения, в 2011 году его соединили с электронным правительством. При этом была проведена полная модернизация структуры. Благодаря этому время обслуживания каждого клиента сократилось, была добавлена оценка работы сотрудников ЦОНов, а также реализована возможность бронировать часы посещения на портале электронного правительства.
…И продолжает меняться
В апреле 2016 года была создана «Государственная корпорация «Правительство для граждан», в которую слились четыре организации – ЦОН, ГЦВП, центр по недвижимости и научно-производственный центр земельного кадастра. На сегодняшний день департаментом ЦОН оказываются более 600 государственных услуг, большая часть из них в электронном виде. Спустя годы проб и ошибок, мы пришли к более-менее функциональной структуре.
Сегодня ЦОНы помогают всем слоям населения получить равноценный доступ к услугам государственного характера, создают уникальную возможность проводить все необходимые процедуры и подписывать все документы в одном месте и, что более важно, исключают любые контакты между исполнителями документов и гражданами, которые хотят их получить. Меньше бюрократии, на минимуме риск образования коррупционной схемы.
Просто вспомните, как было и как стало. Жизнь, то меняется – и порой к лучшему!