На карте Усть-Каменогорска есть места, где нет обычной размеренной жизни. Здесь страшно находиться, потому что есть большой риск оказаться под завалами собственной квартиры, но люди вынуждены жить в условиях ежесекундного страха – других вариантов нет.
FACTUM продолжает серию репортажей об аварийном жилье областного центра.
Аблакетка. Здесь еще в 2004 году признали аварийными 18 двухэтажек, возраст которых колеблется от 58 до 69 лет. Как говорят местные жители, жить им здесь до скончания веков – в расселение большинство из них просто не верит.
Четыре двухэтажных дома на улице 3-я Алейская смотрят на нас с невысказанным упреком. Этим конструкциям давно пора отойти в мир иной под гусеницами бульдозера, но они все стоят, ожидая неминуемого обрушения. Единственным плюсом жизни в таких условиях можно назвать великолепный вид и относительно чистый воздух, в остальном здесь царит атмосфера всеобщего увядания, бесконечно откладываемая лишь усердием самих жильцов.
Страшные снаружи здания с отколовшейся штукатуркой и покосившимися крышами вроде бы выглядят более-менее презентабельно изнутри, но… Это на первый взгляд кажется, что нет трещин и подтеков, все замаскировано.
Жители этих домов как могут приводят в порядок свои подъезды – здесь безусловно чисто, кое-где даже красиво разрисованы стены, но запах сырости в некоторых подъездах заставляет поморщиться, покосившиеся и проваливающиеся ступени учат смотреть под ноги – не ровен час сорвешься и очнешься в травмпункте. Слишком стары эти стены, наверняка, большинства из тех, кто их возводил, уже даже нет в живых – эти дома наследие ушедших на ту сторону бытия.
– Своими силами латаем крышу, обновляем стены, подливаем фундамент, – рассказывает житель дома №3 Ирина, не пожелавшая быть запечатленной на фото в нашем репортаже. – неоднократно обращались в акимат, в КСК, из которого в последующем вышли, посчитав глупостью платить за воздух и обещания, толку ноль. Спасибо чсникам, дали нам лестницу, так мы хоть кровлю подлатали. В итоге отказались от такого бесполезного КСК.
Женщина говорит, что квартиры здесь холодные, ветхие стены совсем не держат тепло. Ну, по крайней мере, есть вода и отопление. Хотя, даже самому стало дико от привычной всем нам мысли «ну хотя бы так»… Привычка терпеть и говорить спасибо за очевидные вещи, видимо, у нас в крови.
Проехались чуть дальше. Дом на улице Громова, 4 вполне себе выглядит неплохо, хотя и от него куски отваливаются. Чердак вон вообще куда-то поехал, постепенно избавляясь от ненужных подсгнивших элементов. В подъездах чисто, сухо, трещин, рассекающих стены на неровные половинки, не видно. Отметим, что люди тут друг другу похоже доверяют – прямо возле подъездной двери кто-то оставил детский велосипед.
А вот дома на улице Глинки (№3, 5 и 7) вообще не внушают никакого доверия. Здесь бы снимать фильмы о войне и вражеских захватчиках, обстреливающих безумно мрачные двухэтажки. Хотя, говорят, еще постоят. Подъезды благоухают сыростью, а в некоторые без сноровки не войдешь: прогнивший пол уходит из-под ног.
– Дома вообще-то хорошие, – делится своим мнением, проживающая в одном из этих домов общительная женщина по имени Айнагуль. – Они еще лет двадцать простоять могу, если бы нам сделали крышу и фундамент. Вот вы бы нам помогли в этом, а то КСК вообще никогда не помогает. А еще зимой горячая вода чуть теплая, но в основном все мы ходим к друзьям в баню. Но дома хорошие!
Кстати, большинство здешних квартир не приватизированы, стоят на балансе ЖКХ. Коммунальщики же и отвечают за их состояние. Впрочем, у местных маргиналов появилась возможность пьянствовать с большим комфортом. К их услугам немногочисленные почти расселенные двухэтажки.
– А я скоро квартиру получу! – радостно нам сообщил Куат, владелец квартиры из дома №7 – На очереди я уже восьмой, так что скоро перееду. Долго ждать пришлось, с 2005 года, но это того стоит. Возможно дадут трехкомнатную квартиру.
Терпением, настойчивостью и предприимчивостью, закаленных в коридорах советских госучреждений, такие люди выбивают для своих семей максимально выгодные варианты. Приятно осознавать, что про них государство все-таки не забыло. Хотя и грустно, что в приоритете приезжающие с других регионов чиновники – этим жилплощадь выдают куда охотнее.
Двигаемся дальше. А дальше хуже. Революционная, 1 – шлакоблочно-кирпичный дом с деревянными пристройками у подъездов и брошенной мягкой игрушкой – зрелище прям как из психологического триллера. Торчащие кирпичи, полузаложенные оконные проемы и ни одной живой души – пытались достучаться хоть до кого-нибудь, но тщетно. Единственный кто нас встретил, так это черный кот, испуганно взирающий на двух наглецов, вторгшихся на его территорию, с подоконника одной из квартир.
И дальше вглубь по улице картина, словно сошедшая из фильма про постапокалиптический мир. Но лучше увидеть это на фото, у автора закончились эпитеты…