Каждый день жители Усть-Каменогорска выбрасывают в контейнеры около многоквартирных жилых домов и специальные емкости в частном секторе свыше 200 тонн твердо-бытовых отходов, что примерно столько же, сколько в любом городе с населением, превышающем 300.000 человек. Их собирают и увозят на полигон мусорщики.
Работа эта в списке престижных и желанных не числится. Многие считают ее тяжелой и дурно пахнущей. Ежедневно сотрудники организаций, вывозящих ТБО с контейнерных площадок сталкиваются с презрительным, а то и хамским отношением, но тем не менее продолжают выполнять свою работу, без которой областной центр Восточного Казахстана превратится в свалку максимум за месяц.
Корреспонденты FACTUM провели несколько часов с «санитарами» города и лично увидели, сколько усилий нужно приложить для того чтобы хотя бы отчасти поддерживать в Усть-Каменогорске санитарные нормы и правила.
Каждый день, в шесть утра водители и грузчики предприятия, занимающегося сбором и вывозом ТБО с контейнерных площадок (в Усть-Каменогорске есть два крупных ТОО, которые специализируются на этом: ТОО «Оскементазалык» и ТОО «Оскеменспецкоммунтранс») собираются на базе. Здесь они готовят свои машины к рабочему дню, проверяют уровень жидкостей, исправна ли гидравлика, хватает ли топлива. Затем проводится разнарядка. У каждого из 9 заступающих на дежурство экипажей свой список адресов, откуда нужно вывезти мусор в течение дня. В экипаже три человека – водитель и грузчики. График работы 4 через 2. Кроме КАМАЗОВ-мусоровозов на линию выходят ЗиЛы для частного сектора и несколько тракторов для вывоза крупногабаритного мусора.
По словам заместителя директора по производству ТОО «Оскементазалык» Анастасии Дикаревой, текучки кадров на предприятии нет.
Основной костяк тружеников не менялся уже больше 5 лет. Сейчас на предприятии работает 20 водителей и 40 рабочих-грузчиков.
Мы проехали по нескольким дворам Усть-Каменогорска с экипажем Ильи Казанцева. Опытный водитель работает на предприятии уже больше 10 лет. О своей заработной плате говорит так:
«Вполне приемлемая зарплата для моей профессии по городу, но хотелось бы больше, а как ее сделать больше, если тарифы не повышать? Риторический вопрос».
К слову, сегодня тариф на вывоз ТБО для жителей многоквартирных домов составляет 282 тенге на человека.
Крутя баранку Илья рассказывает о своей работе. По его словам, она ему нравится, семья род деятельности одобряет и поддерживает, хотя есть и негативные нюансы.
«Мы делаем город чище, после нашего приезда всегда убрано и порядок. Но не все люди это понимают. Самая большая проблема – это паркующиеся во дворах, прямо около контейнерных площадок автолюбители. Бросят машины и что хочешь, то и делай. Хотя это административное правонарушение и штраф довольно внушительный, без разницы, ничего не берет их. Наверное, потому, что мало наказывают», – рассказывает водитель мусоровоза.
Кстати, в Кодексе об Административных правонарушениях есть соответствующая статья, протоколы по которой обычно и составляют прибывшие на вызов полицейские – 597 ч 3, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств. Наказание 10 МРП.
Мы лично убедились в том, что людей возможность двадцатитысячного штрафа нимало не смущает. Путь к первой же контейнерной площадке был прегражден сразу несколькими автомобилями.
Ситуация людей понятна, в радиусе ближайших 500 метров парковки или стоянки обнаружить не удалось. Под стеклом лишь одного из автомобилей был номер, по которому удалось дозвониться до владельца, он отогнал машину и через образовавшийся проем грузчики смогли подтаскивать контейнеры к мусоровозу, чтобы загрузить отходы человеческой жизнедеятельности.
Правда для совершения этих манипуляций мусоровозу пришлось остановиться на проезжей части и перегородить возможность выезда другим припаркованным авто. Появившийся хозяин одной из машин сразу же весьма грубо посоветовал водителю мусоровоза покинуть двор, так как ему нужно срочно выехать. Заметив корреспондентов тут же отошел.
«И так у нас по несколько раз на дню. Бывает прямо с кулаками набрасываются, когда просим отогнать машину. Один двухметровый детина просто взял меня недавно за грудки и отодвинул в сторону. Не буду же я с ним связываться, если он слова не понимает. У нас даже на водителей карет скорой помощи нападают, что уж говорить о мусоровозе», – заметил Илья.
Грузчики тем временем собрали весь брошенный мимо контейнеров мусор, и мы выехали на другую площадку. Здесь подъезд был свободен. Грузчик Аскар Шурманов, ловко поддевая лопатой рассыпавшийся пакет с картофельными очистками рассказал о своем опыте работы.
«Вообще мне нравится здесь работать. Заработная плата около 100.000 тенге. Грязной работу не считаю, наоборот – мы наводим порядок и чистоту. Люди за день накидывают полные контейнеры. Если мы не будем убирать, представляете, что тут будет. Есть, конечно и осадок неприятный. Непонятно, зачем люди пакеты мимо контейнеров бросают. Или проходят мимо с надменным видом, как будто мусорщик, это не человек. Запах немного тяжело переносить было первое время, но затем привык», – поведал он.
Вообще отношение жителей к мусорщикам, это отдельная тема для разговора. По информации от нескольких работников предприятий, вывозящих ТБО, для многих устькаменогорцев мусорщики, люди второго, если не третьего сорта. Им хамят, угрожают, пытаются побить при исполнении служебных обязанностей. «Санитары» города не понимают, чем заслужили такое отношение, ведь их труд очень важен и нужен.
Положение работников этой профессии в Усть-Каменогорске не сравнить с работой мусорщиков в развитых странах, в число которых Казахстан стремится попасть.
К примеру, в Соединенных Штатах Америки, должность мусоросброщика практически не бывает вакантной. Здесь на подобную работу выстраиваются настоящие очереди, а сама профессия считается, если не престижной, то почетной точно. Должность garbage man (городского мусорщика) очень хорошо оплачивается. По данным CNN, эти парни зарабатывают по $112.000 в год. К примеру заработная плата многих выпускников престижных колледжей в США на начальном этапе составляет порядка $30.000 за этот же отрезок времени. Чтобы устроиться на уборку мусора в городе Нью-Йорк, необходимо представить огромное количество документов и пройти нешуточный конкурсный отбор. Отношение к ним от сограждан соответствующее. Все понимают, насколько важна их работа.
Проехав по десятку дворов Усть-Каменогорска и на себе ощутив прилив адреналина от лавирования по нечищеным дворам (их меньшинство, но они есть), подождав на морозе по полчаса водителей припаркованных у контейнеров машин, выслушав пару нелестных эпитетов (делать нечего, людям мешать, ночью собирайте мусор) мы поехали на полигон ТБО областного центра ВКО. Сюда ежегодно привозят до 100 тысяч тонн отходов. Выгрузить мусор и почистить машину – и полдела сделано. Теперь у экипажа есть около часа на отдых и нужно выезжать по новым адресам.
Восьмичасовой рабочий день работающие в этой профессии люди переносят довольно легко, корреспондентам FACTUM же несколько часов подарили гамму самых разных впечатлений и тяжелопереносимого запаха.
Кстати, платить за вывоз мусора жители Усть-Каменогорска тоже не хотят. Не массово, но тенденция не очень приятная. К примеру предприятию «Оскементазалык» жители города должны около 40 миллионов тенге. Это только те, с кем заключены договоры. А почти половина жителей областного центра вообще не платит за вывоз ТБО.
«Количество контейнеров у нас установлено согласно списка прописанных жильцов. Эти данные недостоверны. Очень часто прописан в квартире один человек, а проживает трое. Или квартиру сдают в наем и там живут пятеро. Соответственно и мусор в контейнеры от этого числа человек, а не от заявленного. Кроме того, часто не платят вовсе люди, даже у которых есть договор. Сейчас нам население должно порядка 40 миллионов тенге. У многих большие долги», – говорит заместитель директора по производству ТОО «Оскементазалык» Анастасия Дикарева.
К примеру, в прошлом году предприятие судилось с должником, не платившем за вывоз мусора больше 10 лет. За это время его долг перевалил за 30.000 тенге.
Долгий путь к вечности
А мусор тем временем нашел свое почти окончательное пристанище на городской свалке. Почему “почти” – читатели FACTUM узнают завтра, в продолжении темы.