Целая колония бобров облюбовала Комсомольский остров, рассказывают специалисты.
Специалисты считают, что там обосновались молодые особи: первыми мигрировали самцы, а потом к ним присоединились и самки. Биологи делятся своим мнением по поводу увеличения численности бобров, и соответственно, запруд. Искусственные преграды из бревен и веток в водоемах становятся своего рода фильтром. А во время половодья сдерживают массу воды, а значит, паводок проходит спокойнее. Но есть в таком соседстве и свои минусы.
«Бобры могут нанести вред не природе, а инфраструктуре. Например, около трех лет назад в селе Черемшанке бобры построили хатку и запруду прямо под железнодорожной насыпью. Это могло привести к разрушению насыпи и спровоцировать аварию. Пришлось отпугнуть животное, – рассказывает руководитель Региональной Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности по ВКО Виталий Чернецкий. – Кроме того, урон лесным массивам эти животные наносят не меньший, чем незаконные вырубки. Дело в том, что бобры невероятно прожорливы. При весе всего в четыре килограмма, одна особь съедает килограмм древесины в день. Итого, за год выходит пять-шесть кубов древесины. Едят и валят, в основном, иву и тополь. Только на строительство запруды уходит почти четыре куба дерева».
В ВКО, по оценкам биологов, живут около двухсот бобровых семей. Полтора десятка поселились в черте Усть-Каменогорска. И это при том, что в 70-х годах прошлого века бобры в регионе считались практически истребленными. Их отлавливали ради меха и знаменитой бобровой струи (измельченные железы секреции, благодаря которым бобры метят свою территорию).
Позже их искусственно пытались завезти из других уголков СССР, но безрезультатно: бобры ушли. И лишь пару десятков лет назад они внезапно появились в верховьях горных рек.
Биологи считают, что животные мигрировали из России, из Алтайского края, каким-то образом преодолев горные хребты. За это время бобры успели расселиться по огромной территории: их неоднократно видели в Катон-Карагайском районе. Все потому что естественных врагов у них нет.
«Убить у нас в прямо городе бобров вряд ли кто-то разрешит. А поймать очень сложно – нужны навыки охотника. Обладающих ими у нас в области наперечет, – сообщила специалист Центра экологической безопасности ВКО Елена Полянцева. – Факт, что животные рискнули поселиться в городе, указывает на то, что вода достаточно чистая и их никто не тревожит».
Живущие в городе бобры могут помочь ученым лучше понять поведение диких животных.
«Биологические знания основаны на академическом образовании принципов охотоведения, которые были заложены в 60-80–х годах, но продолжают их считать основами. Между тем, поведенческие моменты животных начали меняться, – говорит руководитель Региональной Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности по ВКО Виталий Чернецкий. – В иностранной литературе уже появляются новые диссертации об адаптации животных к человеку. Возможно, наши бобры помогут нам лучше разобраться в животном мире».