В Восточном Казахстане работают 130 медучреждений, которые оказывают гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, и в 111 из них (87%) были выявлены нарушения. Мониторинг филиала по ВКО Фонда социального медицинского страхования показал, что по итогам первого квартала этого года в больницах были выявлены недостатки и нарушения, по которым были выставлены штрафные санкции на сумму 100 миллионов тенге.
– Мониторинг включает в себя проверку следующих аспектов: объем и качество оказанных медицинских услуг. Простыми словами, Фонд проверяет факт предоставления услуг, соблюдение протоколов диагностики и лечения, а также результат этих манипуляций, – пояснил директор филиала по ВКО НАО «ФСМС» Болат Алиев. – Если есть нарушения, медорганизацию штрафуют в рамках, предусмотренных договором: выявленные приписки не должны быть оплачены и деньги за них подлежат возмещению в бюджет. Но в случае обнаружения грубых нарушений материалы направляются уже для расследования в надзорные и правоохранительные органы.
Лидерами по нарушениям оказались медучреждения, оказывающие стационарную и стационарозамещающую помощь, – им выписаны штрафы на 71,3 миллиона тенге. Основными нарушениями были признаны отклонения от стандартов лечебно-диагностических мероприятий, некачественное ведение медицинской документации, неподтвержденные факты оказания медицинских услуг и необоснованная госпитализация.
– Чаще всего нарушают стационары. Смотрите, к примеру, один пролеченный случай в среднем по области стоит порядка 115-120 тысяч тенге. В начале года на больницу выделяется определенная сумма денег. Например, клиникой заключили договор на 100 миллионов в начале года, но в ходе проверки выявлены нарушения на 10 миллионов тенге, соответственно на эту сумму договор будет уменьшен, – отметил директор филиала по ВКО НАО «ФСМС» Болат Алиев.
Поскольку мониторинг осуществляется экспертами фонда в информационных системах. Постепенно больницы полностью откажутся от бумажного оборота. Уже сейчас личные карточки пациентов выдают на руки. При этом очень важно чтобы врачи верно заполняли всю документацию.
– Данные пациента заносятся в единую базу, мы много раз объясняли, чтобы вся информация проверялась на несколько раз прежде, чем отправить отчет. Ведь изменить внесенное назначение невозможно. Нужна максимальная точность. Например, врач заполняет выписку больного из стационара и указывает не фактическое время выписки 11.00, а допустим, 14.00. Пациент выписывается, по дороге домой ему становится плохо, его вновь госпитализируют, но выясняется, что документально он все еще находится в стационаре, – отметил директор филиала по ВКО НАО «ФСМС» Болат Алиев.
Также помимо планового, проводится и внеплановый мониторинг, основанием для которого могут стать жалобы от пациентов.
Вопросов о функционировании медицинских учреждении, методов наказания администрации за недостоверно сообщенные сведения и последствия для учреждения некачественного оказания услуг – это большая тема для разговора, и редакция намерена продолжить тему. Винить в ситуации исключительно администрации лечебных учреждений мы не намерены – раз такая практика повсеместна, значит, проблема гораздо больше, чем просто желание сэкономить деньги за счет неоказанных услуг.