Редакция FACTUM продолжает вспоминать о проектах, столь помпезно анонсированных несколько лет назад, но почему-то незаслуженно забытых. На этот раз поговорим о создании продюсерского центра и приобретении современной студии звукозаписи.
Нью-Васюки – по стопам Остапа Бендера
Несомненно, этот проект стоял в числе приоритетных для города во времена работы акимом Усть-Каменогорска Ислама Абишева. Экс-аким сделал громкое заявление в 2011 году, после проведения городского музыкального конкурса «Фабрика звезд УК».
«Мы проводим конкурс не ради конкурса, – сказал Ислам Абишев. – Все победители будут иметь право записать сольный диск в нашем продюсерском центре, который мы закупаем. Кстати, специалисты утверждают, что он будет единственный в СНГ по своей оснащенности. Более того, мы набираем команду, которая будет работать на нем, гарантируем им обучение за границей. Главное, чтобы наши голоса зазвучали во всю свою мощь. Ведь покупаем мы оборудование для продюсерского центра не для того чтобы оно простаивало».
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
“Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!”
Действительно, оборудование по тем временам закупили самое современное. И по внушительной цене – 49 947 515 тенге. Сегодня с учетом курса доллара эта покупка обошлась бы в 130,6 миллиона тенге. И это без лондонских командировок и гарантированного обучения команды специалистов в той же Великобритании – тоже наверняка не из зарплаты акима города оплаченных.
А вот, что говорили эксперты.
«Когда мои друзья-музыканты в Москве узнали, что этот пульт идет из Лондона в Усть-Каменогорск, то они были в шоке. Это же мировой бренд! Пульт – мозг студии. Если он “левый”, то уже все остальное оборудование не имеет большого значения. Так что большой рахмет акиму Усть-Каменогорска Исламу Абишеву, это он настоял, чтобы в нашем маленьком городе были созданы условия для создания музыки на высочайшем техническом уровне», – рассказал в одном из интервью местный певец и композитор Олег Вуккерт.
– Не беспокойтесь, – сказал Остап, – мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда переезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, а Москва — в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.
…
Остап вытер свой благородный лоб. Ему хотелось есть до такой степени, что он охотно съел бы зажаренного шахматного коня.
Отдельного описания заслуживают все «прибамбасы», о которых трубили местные СМИ: пульт SSL AWS 900 PLUS, приобретенный в Лондоне, считается одним из лучших в мире. Кроме того, для новой студии заказаны дека для записи лазерных мастер-дисков, электронная барабанная установка Rolland, 24-канальные звуковые карты и восемь вокальных микрофонов.
Лови передачу
Но завоевание мирового музыкального рынка пошло не по плану. С момента обещания прошло уже восемь лет, но очереди на запись песен в родных пенатах студии звукозаписи пока не видно. Как и работы самого продюсерского центра. За разъяснением, почему же так произошло, мы обратились в городской отдел культуры.
Оказалось, что студия была открыта 29 августа 2011 года. Поначалу она висела на балансе городского отдела финансов, оттуда ушла в городской отдел культуры и развития языков, а тот уже отдал оборудование Культурно-досуговому центру «Өнер» – тоже бюджетной организации. В итоге ряда переименований и слияний этот центр стал КГКП «Культурно-досуговый центр «Өскемен әуендері» акимата г. Усть-Каменогорска.
Потеря потерь
Дальше – то, что нас и интересовало. Смысл.
Студия по востребованности не опередила даже магнитофон «Романтик» сельской дискотеки. В официальном ответе отдела культуры говорится, что с момента приема-передачи студии звукозаписи сольные альбомы на студии не выпускались. И никто из отечественных, а тем более иностранных исполнителей там запись не производил, да и не планировал.
Подтвердить или опровергнуть заявление о том, что оборудование было произведено в Англии также невозможно – при акте приема-передачи студии звукозаписи паспорта оборудования отсутствовали. Но, тем не менее, эту студию звукозаписи относят «к профессиональному звукозаписывающему оборудованию». Любопытно, конечно, как и у кого бюджетная организация приобретала профессиональное оборудование, в итоге не обеспеченное даже документацией на него. Наверняка не у производителя и не у официального дилера – уж те-то предоставили бы полный комплект сопровождающей документации. И кто тогда устанавливал цену и на основании каких данных?
Студия есть? Есть. Так чего вам еще надо?
Судя по ответу ведомства, студия все же действительно существует и даже функционирует. Находится на проспекте Ауэзова.
– Запись в данной студии звукозаписи бесплатная для всех участников культурно-массовых мероприятий, проводимых отделом культуры и развития языков города Усть-Каменогорска, – сообщил и.о руководителя отдела культуры и развития языков г. Усть-Каменогорска Марат Күмісгүл.
Но вот кто все эти люди, так и не уточнили. Да, честно говоря, не очень-то интересно. Информации о самом культурном центре мы тоже не нашли (поиск в интернете не увенчался успехом, информация о центре неизвестна, кроме как контрагента в госзакупках) – впрочем, понятно, что это организация обслуживает запросы городской власти, обеспечивая медиаподдержку мероприятий.
А вот о судьбе продюсерского центра пока ничего узнать не удалось. В отделе культуры сообщили лишь, что данная студия звукозаписи не является продюсерским центром. И платные услуги не оказывает. И вообще, с момента приема-передачи студии звукозаписи конкурсы не проводились и даже не планируются.
Мы нашли в Усть-Каменогорске шесть частных студий звукозаписи разного уровня оснащенности. Все они – прикладные, задач завоевания всемирного шоу-бизнеса перед собой не ставят.
Замечательное приобретение мирового значения для провинциального города. Фактически для записи местных, за пределами города никому не нужных и почти никому не известных коллективов из городского бюджета было потрачено 345 тысяч долларов – на игрушку, у которой не было достойной цели ни в те времена, ни теперь.
И даже зиц-председателя Фунта не нашлось, чтобы отвечать за вдохновляющий план, который был шедевром лишь на словах.
— Пижоны! — в восторге кричал Остап. — Что же вы не бьете вашего гроссмейстера? Вы, если не ошибаюсь, хотели меня бить?
Сколько еще подобных проджектов вытянули деньги из бюджета страны и бесславно канули в Лету лишь потому, что у руководителей была возможность пользоваться бюджетом ради воплощения помпезных, но бесполезных планов, разбрасываться громкими заявлениями и тратить, тратить, тратить деньги, совершенно не беспокоясь об ответственности за них?
Мы не против даже таких покупок – если в них есть смысл. Наверняка и в 2011 году у города были более практичные цели, на которые можно было потратить треть миллиона долларов, но потратилось вот на это.
Впрочем, парады, например, за государственные деньги – проходят и не оставляют даже следов на асфальте. А тут все-таки существует материальное воплощение фантомных желаний бывшего акима города.