Любопытное сообщение пришло от Инфоцентра ВКО. Он так старательно представляет информацию в позитивном ключе, что лишь вовлеченные в процессы люди способны понять, что стоит за этими жизнеутверждающими строками:
[icon name=”caret-right” class=”” unprefixed_class=””] УЛУЧШЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА
УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
По поручению акима Восточно-Казахстанской области Даниала Ахметова уже давно ведутся работы по демонтажу рекламных конструкций и торговых киосков, установленных самовольно, то есть без разрешительных документов. Об этом на расширенном аппаратном совещании рассказал аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар.С момента начала кампании по демонтажу торговых объектов, установленных самовольно, без разрешающих документов, то есть за 2018 и 2019 годы вывезено 209 торговых киоска. С начала этого года демонтировано и вывезено 72 незаконно установленных торговых киоска. Демонтированные киоски складируются на территории предприятия «Өскемен-Тәртіп».
Сейчас акиматом города ведется совместная работа с владельцами 96 киосков, установленных на законном основании, но обладающих внешним видом, не соответствующим архитектурному облику города. 12 из них уже заменены владельцами. Разрешения будут даны на установку современных торговых павильонов, которые оснащены достаточным оборудованием.
Глава региона поручил акимам районов и городов установить эталонные образцы киосков, а также оказать поддержку бизнесменам, которые поставят киоски в соответствии с принятыми архитектурно-планировочными решениями.
Следующее важное направление работы по улучшению архитектурного облика города – демонтаж рекламных конструкций на центральных улицах Усть-Каменогорска.
Акиматом города была проведена инвентаризация всех рекламных конструкций. По ее результатам с начала 2019 года демонтировано 27 рекламных конструкций, и вместо двух из них установлены LED-дисплеи.
За последние три года по городу демонтировано 172 рекламных конструкции.
На сегодняшний день в городе 110 рекламных конструкций, из них 13 – LED-дисплеи. 24-м из этих конструкций земельной комиссией при городском акимате было отказано в продлении права землепользования на новый срок в связи с несоответствием законодательству о рекламе.
В целом работа по демонтажу торговых киосков и рекламных конструкций, не имеющих соответствующих разрешительных документов, продолжается и находится на особом контроле у акимата”.
Разве что сами рекламщики вспомнят лето прошлого года. По совершенно непонятным причинам было отказано в продолжении аренды земли под рекламные конструкции, которые в том числе располагались и на проспекте Ауэзова – на зеленой разделительной линии безопасности. В то время никто им не говорил настоящей причины. Власти тогда говорили разве что о некотором нарушении стандартов, которые еще не были на самом деле утверждены.
В то время рекламные компании решили не высказываться открыто о своих потерях, хотя было, конечно, беспокойство о переделе рекламного рынка.
Все оказалось проще – по планам городских властей на проспекте убрали не только рекламные конструкции, но и саму зеленую разделительную полосу, расширив проезжую часть. Летом прошлого года об этом речь не шла вообще. А было-то все именно к этому.
Мы поддерживаем власти в том, что они убирают незаконно установленные торговые киоски (война с ними на самом деле идет уже давно). Странно, что они вообще могли появиться – ведь нам постоянно говорят о существующем надежном контроле городских территорий – и вот вам целых 209 киосков, возникших “ниоткуда” там, где их не должно было быть. Очевидно, что контроль все это время был достаточно избирательным, и в определенные минуты надзорные органы внезапно слепли, прозрев лишь к 2018 году.
Но мы о другом. Архитектурные новшества в городе почему-то организованы как тайные операции спецслужб. Мы по факту узнаем, что решение об изменениях уже принято и даже воплощается в жизнь. А насколько оно разумно, компетентно или достойно – решать акимам, назначенным на время, а не людям, живущим в городе всю свою жизнь.
Оказывается, если судить по словам акима города, даже на законно установленные киоски находится управа. Владельцам советуют украсить их внешним видом, отвечающим чаяниям городской власти. И ведь получается! Власть наверняка прекрасно понимает, что переоборудование действующих киосков – это деньги их владельцев. А деньги надо возвращать, и сделать это придется клиентам тех самых киосков. Сейчас в большинстве из них цены на многие товары чуть дешевле, чем в близлежащих магазинах (а порой и вполне существенно). Но если владельцы киосков понесут дополнительные затраты, разве станут они поддерживать предыдущую экономную политику?
Бизнесменам, оказывается, уже не просто будет получить разрешение на установку новых торговых павильонов – городская власть решает, как она собирается требовать определенного оборудования, что из него будет считаться “достаточным”, чтобы получить право торговать.
А аким ВКО Даниал Ахметов пошел еще дальше. Акимы городов и районов будут теперь разрабатывать некие эталоны, которым должны отвечать новые киоски. Акимы районов и городов будут оказывать поддержку (что это вообще? лоббирование интересов? снижение стоимости аренды земли? почет и уважение? – что стоит за словами “оказать поддержку”) только тем бизнесменам, которые разделяют художественные и архитектурные вкусы властей. А тем, которые не разделяют, значит, – никакой поддержки? Власти снова совершенно не вмешиваются в бизнес-вопросы, в экономику крохотных предприятий. Их вовсе не беспокоит, что цена красоты эталонного киоска может окупиться в Усть-Каменогорске, но окажется заведомо убыточной в Алтае или Риддере.
Но архитектурные вкусы, например, акима области мы вот разделить не можем. Нам никогда не пришло бы в голову смириться с жилым домом, растущим, как прыщ, посреди прогулочной зоны – как это происходит с досточтимой и возвышенно помпезной пешеходной зоной – “Арбатом” – между парками в Усть-Каменогорске. Да там не только этот дом пострадал – дома напротив тоже стали жертвой архитекторов, навсегда лишившись дворов. Всего лишь по мановению волшебного стремления к своеобразно понимаемой городской красоте людей, временно занимающих высокие посты, лишь делающих на городских территориях карьеру или завершающих ее.
Между тем, чуть вдалеке от проспектов понемногу становятся историческими памятниками брежневки и сталинки. И мы вечерами молимся, чтобы архитектурный гений современной власти не заметил их в своих благих порывах. Там еще сохранились чудные дворы, многолетние деревья, некоторый беспорядок, который все же, может оказаться гораздо уютнее для жизни, чем современные бетонные украшения на поле, застланном плиткой “под мрамор”. Пусть лучше взоры властителей будут направлены на Левый берег – там достаточно просторов для размашистых нововведений. Может, стоит действительно разделить город на две части – историческую и современную? Может, действительно, акимам стоит больше внимания уделять жизнеобеспечению подведомственных территорий качественным коммунальным хозяйством, а не рассматривать красивые рендеры архитекторов? Может, лучше больше внимания обратить, например, на ливневки, чем на разработку “эталонных” киосков?
Любопытно знать, а вот эта кубическая громадина строящегося ADK тоже подвергалась внимательной оценки акимами со стороны именно архитектурных решений? О красоте конструкции, разом заслонившей свет домам рядом, тоже велись жаркие споры? Эталоны супер и гипермаркетов уже разрабатываются в недрах городских акиматов? Или акимы не против их конструкционных решений (с их-то владельцами немножко сложнее вести “совместную работу”), и готовы тоже оказывать поддержку бизнесменам, украшающим центр города вот такими кубиками современной экономичной архитектуры?
Мы в редакции не разделяем современные архитектурные вкусы властей. Впрочем, вспомним: тем, кто не разделяет принятые архитектурно-планировочные решения властей, – нет поддержки.