Чересчур частые публикации в СМИ о банке низкообогащенного урана МАГАТЭ в Усть-Каменогорске вызвали негодование руководства Центра экологической безопасности. Свое возмущение директор ТОО “ЦЭБ” Геннадий Корешков внезапно решил высказать на пресс-конференции, посвященной экологической обстановке в Усть-Каменогорске. Речь зашла об одной из обсуждаемых и, пожалуй, уже злободневных тем для горожан – наполнении Банка ядерного топлива, расположенного на территории УМЗ. К слову, первую партию уже доставили в областной центр 17 октября.
“Средствам массовой информации я хочу официально заявить: перестаньте педалировать (прим. акцентировать) Банк ядерного топлива. Вы уже пять лет над этой темой измываетесь! Что вы хотите из нее получить, вы скажите?! Вам объясняют, что там ничего страшного нету”, – негодует Геннадий Корешков.
А вот представители УМЗ совершенно спокойно ответили на вопросы журналистов. К сожалению, не на все. Что поделать – секретность.
“Всю информации о запуске Банка МАГАТЭ можно будет узнать, когда будет все завезено. Сейчас, международных, межгосударственных договоров, говорить о количествах запрещено, – сообщил и.о. директора по безопасности производства АО “УМЗ” Дмитрий Слободин. – Согласно договоров, в общем будет завезено 90 метрических тонн. За два, три или четыре раза это будет, мы пока просто не знаем. Нам говорят: едет эшелон – встречайте. Вот мы и встречаем. По договорам предусматривается, что это должно закончиться в этом году”.
А в областном департаменте экологии в очередной раз напомнили, что в Усть-Каменогорск завезут только сырье, которое хранится в определенных капсулах. Воздействия ни физического, ни химического, ни радиоактивного на окружающую среду этот проект не несет. И вообще, мол, это проект политический, который дает определенный фактор стабильности вообще в целом стране.
Отметим, что международный проект по созданию банка низкообогащенного урана МАГАТЭ в Казахстане реализован по инициативе Первого Президента Нурсултана Назарбаева.
Напомним, в июне свою оценку целесообразности и опасности Банка ядерного топлива высказал и министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев, сообщал КазТАГ.
«Банк низкообогащенного ядерного топлива, который находится на территории (Усть-Каменогорска – КазТАГ) – это банк для хранения гексафторида урана. Гексафторид уран – это низкообогащенное топливо, не представляет для хранения каких-либо рисков или каких-либо опасностей с точки зрения населения вашего города, потому что вы же знаете, топливные таблетки производятся на заводе в вашем городе, и как раз они производятся с использованием этого сырья – гексафторида урана. Никаких проблем в связи с этим в городе не возникало. Хранение гексафторида урана в бочках происходит в простых складских помещениях и не требует какого-либо специального обращения», — сказал Бозумбаев на отчетной встрече с населением.
«Ни в коем случае не надо путать банк ядерного топлива с отработанным ядерным топливом, которое кто-то там хранит. Обычно кто производит топливо, потом продает в ту страну, которая покупает, потом обратно уже в виде отходов везет и хранит. Мы еще пока топливо не производим, поэтому хранить нечего – отработанного ядерного топлива», — пояснил тогда он.
Министр подтвердил свою позицию и в октябре, когда в Банк ядерного топлива поступили на хранение первые тонны гексафторида урана.