Хотите научиться работать с открытыми данными и проводить журналистские расследования, но не знаете, с чего начать? Тогда знакомьтесь с проектом «Источники информации», который продумал и при грантовой поддержке Internews развивает журналист и преподаватель из Семея Илья Бароховский. Вот что он и его команда пишут в качестве «предисловия» к одному из своих расследований: «Журналисты и редакции не являются следственными органами. На нас не работают опергруппы с автоматами. Мы не в состоянии вломиться в офис подозрительной фирмы, конфисковать финансовую документацию для того, чтобы изучить её в спокойных условиях. Всё, чем мы оперируем в своих расследованиях, — это открытые данные.
Возможно ли с их помощью выявить финансовые схемы, которые скрыто направляют чиновники?
Имеем ли мы возможность судить о степени вовлечённости в бизнес-схемы акима или министра?
Да. Вполне».
— Изначально мы хотели сделать просто обучающий анимационный проект. В этом смысле в Казахстане мы практически пионеры, у нас мало кто делает анимацию. Но после доработки идея обросла подробностями, интерактивом. Анимация сохранилась, но для контакта с молодёжью она — не самое главное. Обучение мы пытаемся подать в игровой форме, развлекательной. Что-то получилось, но не всё, о чём я мечтал, — объясняет Илья Бароховский.
Так появился проект «Источники информации», его «автор» — блогер Алдар Косе — и группа в Facebook «Школа правды Казахстан», куда Илья выкладывает ссылки на новые расследования. Сами материалы производятся на базе ресурса Tilda.
— Продвижением концепции открытых данных мы, семейский филиал Молодёжной информационной службы Казахстана, занимаемся уже несколько лет. А последние года три мы развиваем именно концепцию открытого, прозрачного государства. Мы делали финансовые мониторинги, проводили журналистские расследования по госзакупкам. Потом были журналистские расследования по отмыванию денег. Вообще сначала мы выиграли грант посольства США, на который провели первые журналистские расследования, фактически научились их проводить. А потом выиграли грант Internews, который дал нам ресурсы оформить эти расследования в виде интересного контента. У нас хорошая команда: художник Павел Уколов, аниматор Дастан Даулетбаев, специалист по проведению расследований Хадиша Акаева. У нас уникальный специалист по SMM Роллан Машпиев: человек, который начал вести свой Facebook-аккаунт в 2016 году, фактически ничего не зная об этом, а сейчас он создатель двух крупных групп по проблемам ЖКХ и админ более 20-ти групп. И ему не мешает инвалидность по зрению.
Важно, что проект «Источники информации» именно обучающий: то есть команда Ильи Бароховского проводит расследования, в то же время доступно, «на пальцах» объясняет, как именно они искали, что и где. Прочитав эти тексты, даже обычный человек, который не собирается ничего расследовать, может повысить свой уровень правовой грамотности, больше узнать о своих правах и возможности их отстоять.
— Например, одна из наших историй посвящена наркоману, — рассказывает Илья, — которого полицейские, скажем так, всё время заставляли брать на себя чужую вину. Они так повышали показатели раскрываемости. Платили этому парню какие-то деньги, оказывали дополнительное давление, чтобы он подписал признание… В конце концов этот человек написал на них заявление. Они это заявление якобы приняли, но не зарегистрировали в системе, и получилось, что это было формально выписанное заявление. А вот если бы он знал о существовании сайта Qamqor.gov.kz, где любой человек имеет возможность проверить, принято ли его заявление, этого бы не случилось. Когда вы пишете заявление, вам выдают талон. В этом талоне есть номер. Его можно ввести на сайте и всё проверить. А вообще наша позиция такова: любой человек может провести журналистское расследование c собственного смартфона, и ему для этого нужны только мозги и выход в интернет.
Эта история — часть большого материала «Человек и полиция». В ней авторы использовали не только мультимедийные компоненты, но и элементы интерактива.
— Это лонгрид, который разделён на несколько страниц, — говорит Илья. — В конце многих страниц читателю даётся выбор — как поступить дальше. Две кнопки. И в зависимости от того, на какую кнопку вы нажимаете, у вас может немного измениться сюжет. То есть ваш выбор меняет сам текст.
Любой автор рано или поздно начинает думать о том, как монетизировать свой проект. Сами по себе журналистские расследования, конечно, денег не приносят. Но возможность заработать всё равно может быть.
— Объективно мы можем делать неплохую анимацию, — говорит Илья Бароховский. — Конечно, не вся наша анимация хороша, однако мы развиваемся. И мы думали с ребятами, что, допустим, если открыть студию по созданию тех же самых анимированных баннеров в плоской анимации, какой-то для начала простенькой рекламы, то тогда это может приносить доход. Потому что пока у нас в Казахстане есть только одна студия анимации, которая сама реально что-то делает, остальные в основном заказывают всё за рубежом. Но это не главное. Главное — помнить, что мы не коммерческий проект. Мы — студия социальной анимации. Социальная проблематика в наших работах всегда будет на первом месте.
Источник – Internews