ЖИЗНЬ

Как в Минобразования рассчитывают научить детей тому, что не умеют сделать сами?

Как в Минобразования рассчитывают научить детей тому, что не умеют сделать сами?

6 апреля – первый день массового дистанционного обучения стране. У многих родителей школьников это утро началось не с кофе, а с порции успокоительных. Обозленные, издерганные родители пытаются прогрузить домашние задания с выкидыша отечественных высоких технологий – портала “Кунделик”. Вопреки стараниям и ожиданиям Министерства образования и науки, большое число пользователей, их практически одновременный вход, “Кунделик” не выдерживает.

Тем, кому посчастливилось скачать задания до того, как “Кунделик” в очередной раз “умер” теперь делятся с другими домашними заданиями. При этом, у многих файлы скачались лишь частично. Так что теперь злые родители осаждают преподавателей, прося перекинуть и разъяснить домашние задания. Еще ничего, когда дома только один ребенок, а если несколько?..

РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

В доме есть компьютер, два ребенка, которые учатся в начальной школе, но в разных классах, есть и родители, достаточно продвинутые в компьютерной грамотности. И введение казахстанской версии дистанционного обучения стало кошмаром для всех. Для того, чтобы дети прошли несколько уроков, понадобилось 8 часов, телеканал Балапан, перегретый компьютер, олимпийское терпение и детей, и родителей, и все равно получилось очень плохо.

Казахстанская система зависала, документы не скачивались и не прикреплялись, в авральном порядке пришлось учить детей еще и Word, Google Word, принципам скачивания и сохранения документов, управлению компьютером вообще. А еще безопасности в интернете – потому что в одном из маршрутных листов ребенку-четверокласснику предписывалось (!!!) создать себе электронный ящик и обязательно на mail.ru. И хорошо, что мама поймала этот момент вовремя и не позволила ребенку выполнить это крайне сомнительное для нужд казахстанского образования действие. А сколько мам не поймали, а у скольких семей теперь в компьютерах какие-нибудь браузеры «с умным почтовым виджетом». Это вы еще рекламу не видели на ресурсе при входе в почтовый аккаунт – «Twitch снова забанил скандальную «стримершу в трусиках» (18+)»!

И это при том, что занятия на компьютере не новость для детей. Они уже несколько месяцев проходят дополнительные уроки на российском портале interneturok – там все настолько просто и понятно, что участие родителей понадобилось лишь в начале такого обучения, за пару часов оба школьника замечательно поняли принцип действия системы уроков-заданий-тестов-контрольных – настолько, что в дальнейшем родители лишь контролировали прогресс, а занимались дети сами.

В какой ситуации оказались 6 апреля дети и родители, у которых нет ни практики дистанционного обучения, ни надежного (и достаточно мощного!) интернета, ни современных компьютеров для каждого из учеников семьи, – страшно даже представить!

—————–

В Казахстане все иначе. Несмотря на наличие отличных примеров дистанционных систем обучения (а в России, например, можно полностью пройти курс всех необходимых школьных предметов и получить аттестат об окончании школы), в нашей стране мы пошли другим путем – не просто в обход уже существующих дистанционных систем, а через топи и болота.

В некоторых школах Усть-Каменогорска, наученные горьким опытом общения через портал учителя, заранее начали работу с родителями через мессенджер WhatsApp. Но вот беда – домашняя работа школьника все равно должна быть прикреплена в “Кунделике”. Иначе как учителю отчитываться перед администрацией школы и ГОРОО о своей работе и доказать, что все время ученики не филонили.

Получается, что ресурс, созданный ради благородной цели улучшения качества образования и снижения коррупции (где же как не в школе самые высокие коррупционные риски) оказался той самой преградой на пути школьников к знаниям.

Получается, что министерство образования все каникулы в режиме чрезвычайного положения потратило на «костыли», пытаясь внедрить в обычный электронный дневник еще и функцию образовательного портала. Вместо того, чтобы усилиями нескольких программистов и веб-мастеров просто создать за пару недель хотя бы временную систему дистанционного образования, основанную на уже проверенных решениях и обеспечить ее работу мощной технической поддержкой. В конце концов, простые образовательные порталы можно было создать даже на бесплатных решениях систем управления сайтом и установить их в каждой школе – тогда и единообразие было бы достигнуто, и пользователей было бы не больше, чем учеников в каждой конкретной школе – 1000-1500 учащихся. Да тогда «летали» бы сайты, тогда каждый учитель мог бы в онлайн-режиме вести урок своему классу, практически полностью повторяя школьный урок, разве что не отвлекаться на то, что мальчики перекидывают записки девочкам.

Заложниками неудачных решений стали родители, школы, учителя. У них нет выбора: применять или нет ужасающую «систему обучения», которая не работает. Родители обязаны обеспечить присутствие детей на уроках, учителя и школы обязаны обеспечить условия получения среднего образования – под протекторатом чиновников от образования (именно протекторатом – иной раз кажется, что чиновники вообще не понимают, как должны происходить учебные процессы).

И – конечно! – несмотря на вроде разделенность занятий разных классов по времени, на практике оказалось, что каждому ученику нужно обеспечить отдельный компьютер с выходом в интернет и очень желательно еще и отдельную комнату. Да, сейчас как раз самое удачное время для улучшения жилищных условий и закупки компьютерной техники: и денег лишних много и почему бы не переехать именно сейчас в более просторную квартиру, верно?

Нам кажется, надо вышвыривать из сферы образования таких чиновников, которые с умными лицами готовы объяснять, почему их проекты не работают и надо еще подождать год-два-десятилетие, а лучше бы внедрить новые проекты и модернизировать учебную программу, потому что на это снова будут выделены бюджетные средства.

Такие чиновники не умеют применять свои знания в практической жизни – то есть не умеют делать то, чему собрались научить наших детей.

Вверх