Сергей Антропов всегда любил спорт. Но никогда серьезно не думал стать профессиональным футболистом, хоккеистом или теннисистом. Если бы не…
История Сергея о том, как в 24 года взять новый этап жизни в свои руки. В прямом смысле слова. Преодолевая на инвалидной коляске путь к победам над соперниками по рукоборью, а главное — над самим собой.
…Антроповы жили в Зыряновске (ныне – Алтай), и возле их дома была спортивная площадка. С ранних лет Сергей проводил на ней все свободное время. Играл в футбол, баскетбол, увлекся теннисом.
— У нас в семье никто и никогда не был спортсменом, — с улыбкой говорит молодой человек. – Да и я, честно признаться, никогда серьезно не думал о профессиональном спорте. Я просто любил движение, силу, ловкость. Не хотел ездить на турниры и соревнования, мне это было не нужно.
Сергей в семье был старшим из трех братьев. Росли без отца, поэтому он рано стал брать на себя мужскую работу по дому. Умел делать всё. Когда закончил школу – пошел учиться на сварщика. Потом Сергей переехал в столицу. И даже подумывал жениться.
— Мне тогда было 24 года. Июнь, я приехал из Астаны погостить домой, — вспоминает парень. – Решил прогуляться к зданию заброшенного завода. В детстве мы с мальчишками много раз играли здесь. С высоты постройки открывается потрясающий вид на город. Решил вспомнить детство и забрался на верхотуру. Но, видимо, не учел, что мальчишкой весил куда меньше. В какой-то момент поверхность подо мной не выдержала – и я упал с высоты пятого этажа. Не знаю, что это было – моя неосторожность, глупость, стечение обстоятельств? Или судьба?..
После падения Сергей пролежал без сознания до самого утра. Он не знал, что дома его потеряли, но никому и в голову не пришло искать его в окрестностях заброшенного завода. Всю ночь парень пролежал под проливным дождем. Очнулся только утром, когда сторож нашел его и попытался привести в чувства.
— Помню, что открыл глаза. Почувствовал, что замерз, промок. И всё. В следующий раз сознание ко мне вернулось только в больничной палате, — рассказывает Сергей. – Мне сказали, что местные врачи помочь не смогут. Но и в Усть-Каменогорске хирург вначале только развел руками. Сказал, что это не его уровень, мне требовалась сложнейшая операция. Перелом позвоночника, множественные осколки, которые могли привести к летальному исходу. Однако отправить меня на операцию в столицу было невозможно. А без этого я бы, наверное, не выжил. И тогда усть-каменогорский хирург все-таки прооперировал меня. Это спасло мне жизнь. Правда, с тех пор она кардинально изменилась.
***
Считается, что чем быстрее после травмы позвоночника сделать операцию – тем больше шансов на восстановление. Однако Сергея прооперировали только на седьмые сутки.
— Мне сначала ничего не говорили. Медики успокаивали, подбадривали – мол, всё пройдет, ты еще в футбол играть будешь, — рассказывает молодой человек. – Я сам сделал выводы: не чувствовал 70 процентов тела, всё, что ниже груди и лопаток – это было словно не моё. Было жутко. И тогда я всё понял…
***
Первые полгода после операции Сергей вспоминает, как настоящий ад.
— Мне разрешали только лежать на спине. Собственно, ничего другого я тогда и не мог. Просто целыми днями напролет лежал и смотрел в потолок. Нервы сдавали. Кричал на родных, хотя они постоянно ухаживали за мной. Всегда кто-то был рядом: мама или младшие братья. Постоянно переворачивали меня то на один бок, то на другой, чтобы не было пролежней, старались всячески помочь.
Сергей не скрывает: не раз думал о малодушном поступке. Каждый раз что-то останавливало. Рассуждал — для него все мучения закончатся быстро. Но останется семья, кто позаботится о них? Для мамы это будет огромное горе…
Через полгода отчаяние начало отступать. Началась длительная реабилитация. Появилась инвалидная коляска. Сергей стал медленно, но уверенно осваивать непривычный быт…
***
Молодой человек смеется: у рук – своя «память». Ничего не забывается, даже если полгода пролежал в постели. Сергей по образованию сварщик, и довольно быстро смог адаптировать профессиональные навыки к своему новому положению.
— После травмы, конечно, стало сложнее. Но я смог приноровиться, приспособиться – и сам сварил тренажеры для занятий. Начал тренироваться.
Как-то раз друг Медет предложил: «Слушай, а попробуй армрестлинг! У тебя должно получиться!».
Сергей тогда отказался. Понимал, что это серьезная нагрузка на организм. А у него в спине – металл. Да и мышцы сильно ослабли. Он продолжал заниматься для себя, поддерживать спортивную форму.
***
В 2016 году в Грехово открылся реабилитационный центр. И Сергей поехал туда на восстановление. Там познакомился с мужчиной в инвалидной коляске, который взял «серебро» на чемпионате Азии по армрестлингу.
— Мы, шутя, решили побороться. И я, также шутя, победил! Тогда я вдруг понял: у меня в руках есть сила. Появился азарт. Вернулся домой и начал тренироваться.
В 2017 году – Чемпионат Азии по армрестлингу.
— Приехало около десяти спортсменов. Участников было немного, поэтому весовые категории объединили. Моими соперниками стали опытные спортсмены весом в 100-120 килограммов, — вспоминает Сергей. – И тут я — новичок, невысокого роста, «хиленький» по сравнению с другими. Я весил тогда 67 килограммов. Никто меня и не знал…
Первый поединок проходил с трехкратным чемпионом Азии. И Сергей играючи поборол его с первой же попытки. Все окружающие были в шоке!
— Я сам от себя не ожидал такого результата! Тогда понял: соперника в два раза тяжелее тоже можно победить. Многое решает техника, скорость, реакция. И еще очень важна моральная подготовка, психологический настрой. Должна быть не только сила рук, но и сила духа.
Так в 2017 году Сергей взял золото на Чемпионате Азии по армрестлингу для параспортсменов.
Потом он поехал уже на Чемпионат мира в Венгрию. Там наш спортсмен занял четвертое место и получил мышечную травму.
— Я не рассчитал силы соперников. Чемпионат мира – это уже совершенно другой уровень мастерства, — объясняет Сергей. – И для меня это был первый, очень ценный опыт. Теперь-то я знаю, насколько подготовленные там парни!
***
Интересно, что Сергей помимо армрестлинга попробовал себя и в пауэр-лифтинге. Он занимал призовые места на областных чемпионатах.
— Это еще что! Я даже попробовал однажды танцы в инвалидной коляске. Согласился на эту авантюру потому, что попросила знакомая девушка. Я видел, что ей одной исполнить танец будет физически тяжело. Поэтому решил помочь. Получилось неплохо: многие аплодировали стоя.
Однако больше участвовать в танцах Сергей не хочет. Говорит, что хореография – это не его направление. Ему интереснее силовой спорт.
***
Сейчас Сергею – 30. С течением времени он научился не только жить в гармонии с собой, но и преодолевать житейские проблемы. Правда одна забота никак не давала покоя: парню было сложно самостоятельно выходить из дома. Живет он отдельно от родных, абсолютно всю работу по дому выполняет сам.
— А вот чтобы выйти на улицу, спуститься по лестнице на коляске, приходилось просить близких, друзей, соседей. Никто никогда не отказывал, но я-то понимал: у всех своя жизнь, свои дела. Мне хотелось быть полностью независимым, выходить и возвращаться домой в любое время. Так, чтобы никого постоянно не просить, «не напрягать».
Сергей даже узнал цену на подъемник и было отчаялся: столь крупную сумму не накопить!
— В прошлом году решил обратиться в «Казцинк», — говорит Сергей. — Я рассудил так: лучше один раз попробовать попросить помощи, чем каждый день надоедать окружающим. Мне очень не хотелось никому доставлять неудобств.
В «Казцинке» целеустремленного чемпиона поддержали. И профинансировали установку в его подъезде электрического подъемника. А в этом году в подарок от компании пришла еще и спортивная инвалидная коляска.
— Давно о такой мечтал, — признается Сергей. – Можно продолжать тренироваться. Я устроился на работу, и теперь совершенно самостоятельно выхожу из дома в 7 утра и возвращаюсь в 7 часов вечера. Прихожу уставший. Но – счастливый, а главное – независимый!
Ирина КРАСКОВА
Фото из личного архива Сергея АНТРОПОВА