Например, мы отправили запросы акиму Усть-Каменогорска и акиму ВКО, связанные с ситуацией по введению электронного билетирования в областном центре. В этом запросе мы спросили у акимов, как они оценивают происходящие процессы, учитывая сложности внедрения и недовольство пассажиров в переходный период. Спросили именно у акимов, потому что исполнители (управление и отдел перевозок), конечно, скажут «у нас все отлично», и лишь их начальство способно более-менее объективно оценивать ситуацию. К слову, именно так нам и ответили исполнители, когда необходимость отвечать скинули на них.
Сам запрос выглядел так:
«Проведенное редакцией мини-исследование (нерепрезентативное) общественных настроений продемонстрировало, что большинство наших респондентов крайне негативно оценивают процессы введения в Усть-Каменогорске системы электронного билетирования, хотя саму идею перехода на безналичный формат оплаты в городском общественном транспорте многие поддерживают и считают прогрессивной.
Однако в течение года у горожан сформировались претензии к процессам переходного периода, в частности:
– проблемы с льготным обеспечением проезда, когда с пассажиров-льготников (в том числе и детей) перевозчики требуют полную оплату проезда даже при неработающем валидаторе, а в случае отказа пассажира, имеющего права на льготный проезд, высаживают его. Кроме того, официальная позиция напрямую связывает обладание льготами с наличием исключительно карты Oskemencard, хотя льготы должны предоставляться по факту наличия основания для льготы, а не платежного инструмента,
– неполная и нестабильная обеспеченность валидаторами городского транспорта, что приводит к конфликтам и, кроме того, ущемляет права и возможности тех граждан, которые уже приобрели карты и осуществили перевод на них денежных средств,
– необходимость приобретения предоплатной карты, хотя необходимость ее производства должна быть ответственностью перевозчиков или властей, внедряющих систему, фактически навязав необходимость покупки карты (напомним, что закон запрещает принудительные сделки),
– нет альтернативных способов электронной оплаты, за исключением наличия карты (QR-коды, приложения смартфонов, оплаты с банковских карт),
– у многих перевозчиков не отлажена работа с приложением Oskemenbus, в связи с чем данные, отображаемые в приложении о движении транспорта, не соответствуют реальной обстановке.
Прошу Вас:
– в ответе дать оценку текущей ситуации с процессами введения электронной системы оплаты на городском транспорте в Усть-Каменогорске с учетом позиции пассажиров, а не только перевозчиков или официальной власти.
– сообщить об итогах анализа негативных обстоятельств в ходе внедрения этой системы, в том числе: какие именно проблемы возникают, причины их возникновения, предполагаемые варианты решения,
– дать конкретную оценку работе городской власти, ее отделов и управлений, а также предприятий, учрежденных городскими структурами власти, вовлеченных в процессы внедрения электронного билетирования в виде абсолютного мнения: отлично, удовлетворительно или неудовлетворительно».
Конечно, мы ждали ответов от самих акимов, потому что вопросы серьезные, претензии пассажиров обоснованы, а ситуация с городским транспортом далека от благополучной. Аким города несет личную ответственность за действия своих подчиненных, аким области тоже наверняка должен быть заинтересованно в курсе качества процессов перехода, особенно, если учесть, что проблемное электронное билетирование в Семее большая часть населения связывает именно с ним, вряд ли он хотел бы повторения подобного и в Усть-Каменогорске.
Аким области не стал нам отвечать.
Нам ответило областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Дословно:
«Рассмотрев Ваше обращение касательно внедрения электронного билетирования и введения льгот для пассажиров по карточной системе в городе Усть-Каменогорск сообщаем следующее.
В соответствии с утвержденным планом внедрения системы электронной оплаты за проезд в общественном транспорте, предусмотрено поэтапное внедрение системы {по видам транспорта: трамваи, микроавтобусы, автобусы), окончательный срок определен как 01 сентября 2021 года.
С 02 декабря 2020 года запущено мобильное приложение «OskemenBus». С момента запуска приложение скачали около 100 тыс. пользователей.
По состоянию на 23 августа 2021 года системой охвачены все трамвайные и микроавтобусные маршруты, а также автобусные маршруты №№2,3,12,13,13а,24,46,58,60, 356,67,67а,53,25,25а,32,43,71г,351.
Выдано 11 483 льготных карт, 37 135 карт для детей в возрасте от 7 до 15 лет.
Оценка ситуации внедрения системы электронного билетирования возможна только после полного охвата всех маршрутов города Усть-Каменогорск».
Из этого ответа может сложиться устойчивое впечатление, что сами процессы чиновники не контролируют, пока они не завершатся (на самом деле это не так, конечно, контролируют, оценивают и вносят коррективы на ходу). Но такой вариант ответа дал прекрасную возможность чиновникам не отвечать по существу запроса. Мол, как завершится, так и приходите.
Согласно письму, идеальной ситуация должна была стать 1 сентября, как будто волшебная фея взмахнет палочкой, и Золушка в один миг вдруг превратится в принцессу.
Ну и как? Превратилась в принцессу наша золушная система электронного билетирования?
С городской властью ситуация оказалась еще интереснее. Судя по отчету в е-гов, нам были предоставлены письменные разъяснения. Мы пытались найти их полмесяца. Не нашли. Очевидно, голубиная почта, с которой отправили нам письмо, где-то дала сбой. Хотя мы, честно говоря, ожидали ответа на электронную почту или в самой системе е-гов (которая именно для этого создана, и ВСЕ остальные органы власти отвечают непосредственно в системе).
Мы попросили копию письма. Нам не смогли ее предоставить, телефоны акимата, по которым нам должны были объяснить ситуацию с потерянным письмом и выдать копию, не отвечают, а исполнитель документа вообще оказалась то ли в декрете, то ли на больничном.
То есть от города формально ответ есть: у него есть номер, дата, отчет в системе, но вот адресат никакого письма не получал. И, кстати, мы практически не сомневаемся, что к ответам на наши вопросы, сам аким руку не приложил, хотя вопросы были заданы ему лично с попыткой выяснить его личные оценки, а не список цифр охвата населения картами.