Закон «Об автомобильном транспорте предусматривает», что убытки перевозчиков на пассажирских маршрутах могут погашаться за счет бюджетных средств. Для этого маршруты должны быть признаны социально-значимыми.
В Открытых НПА опубликован проект решения областного маслихата ВКО, в перечень социально значимых сообщений должны быть дополнительно включены автобусные маршруты Усть-Каменогорска, Семея и Риддера, межрайонный маршрут «Семей-Старая-Крепость» и маршруты районного значения в 12-ти районах ВКО.
Но нас заинтересовала не столько корректировка этого списка, сколько основания, по которым корректировка необходима, они указаны в пояснительной записке к проекту решения.
В частности, в ней сказано, что в связи с пандемией были введены запреты на обслуживание регулярных междугородних пассажирских перевозок. Следствие – вынужденный простой маршрутов. И следствие простоя – существенное ухудшение экономического и финансового состояния перевозчиков.
По ВКО до пандемии действовали 83 междугородных внутриобластных маршрутов. На некоторых маршрутах на фоне запрета работать официальным перевозчикам увеличились услуги нелегальных такси. А в итоге после возобновления некоторые маршруты были сокращены, приостановлены, перевозчики отказались от маршрутов связи с отсутствием пассажиров. На данный момент количество междугородних внутриобластных маршрутов сокращено до 62.
Данная ситуация, считают разработчики проекта решения облмаслихата, может привести к увеличению числа невостребованных автобусных маршрутов и отсутствия регулярного сообщения в дальнейшем.