У партий особая роль на политическом поле битвы – и услуги одной из партий государственным органам, оплаченные из бюджета, как-то не очень этично выглядят в этой ситуации. Но… это «традиция».
Судя по финансовому отчету партии Nur Otan, за 2020 год из бюджета в ее пользу и так было получено 7,9 млрд тенге (таков закон). Но еще почти миллиард партия заработала, сдавая в аренду свои помещения… государственным органам. За деньги, естественно.
Согласно тому же отчету, за 2020 год доходы партии от сдачи в аренду составили 783 млн тенге – это почти все коммерческие доходы Nur Otan за год.
Мы посмотрели, что такое коммерческие доходы партии от сдачи в аренду помещений.
Возьмем для примера государственное учреждение “Восточно-Казахстанский лингвистический центр” облуправления по развитию языков.
У него, конечно, есть свой небольшой бюджет – по планам госзакупок на 2021 год необходимо было освоить 14,2 млн тенге. Основные затраты – обычные для государственного учреждения: бумага, бензин, оплата телефонов, доступ к интернету, ручки, папки, услуги по чистке ковровых изделий, страховки, услуги баз отдыха или лагерей (почти на полмиллиона тенге), ремонт автомобилей, даже электрочайник нужен за 22 тысячи тенге. Людям нужно чем-то работать и как-то эту работу обеспечивать.
Но еще нужно место для работы. В собственности у государства очень много объектов недвижимости. Правда, все равно на всех не хватает.
Вот государственных кабинетов не хватило и нашему лингвистическому центру.
Две трети планового бюджета госзакупок – 9,3 млн тенге – от Лингвистического центра уйдет в партийную кассу Nur Otan в качестве арендной платы за кабинеты учреждения в здании ВК филиала партии, которое находится в Усть-Каменогорске на улице Касыма Кайсенова, 121.
У партии кабинеты нашлись для государственных нужд, у самого государства – нет.
Еще 2,2 млн Лингвистический центр заплатит ИП – тоже за аренду помещений. Но у ИП цена за квадратный метр 1700 тенге при 110 кв м аренды, а вот под крышей партии Nur Otan цена подороже – по 6 тыс тенге за квадрат при плановой аренде 129,2 кв м.
Мы старались, но не нашли ни одного примера, когда госучреждения арендовали бы офисы у других партий. То ли там нет нужного уровня, то ли не хотят, чтобы бюджет кормил какой-нибудь «Акжол» или «Ауыл» вот так – косвенными деньгами.
Да разве только лингвистический центр платит? Думаете, никто больше из госорганизаций не отстегивает партии власти бюджетные деньги за квадратные метры?
Платят.
По данным портала госзакупок, в 2021 году с ВК филиалом партии Nur Otan заключили договоры аренды офисов 22 госорганизации. На 55 миллионов тенге. Большинство из закупок были осуществлены по методу из одного источника путем прямого заключения договора, и лишь пять из 23 договоров – по несостоявшимся закупкам (тоже из одного источника).
Платят аппараты акимов – поселка Глубокое, Улкен-Нарынского сельского округа.
Платят отделы акиматов – отдел земельных отношений в Глубоковском, Тарбагатайском районах; отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог, отдел предпринимательства Глубоковского района; отдел предпринимательства и туризма Риддера, отдел экономики и финансов Катон-Карагайского района, зайсанский отдел физкультуры и спорта, отдел предпринимательства и сельского хозяйства Тарбагатайского района, отдел экономики и бюджетного планирования района Алтай, отдел финансов Бородулихинского района, отдел предпринимательства и промышленности города Алтай.
Платят Центр территориального управления акимата Усть-Каменогорска, Молодежные ресурсные центры Кокпектинского и Бородулихинского районов.
Но все же под партийной крышей в Восточном Казахстане лучше всего развиваются языки (ну или им в гонке за кабинеты в принадлежащих государству зданиях не повезло).
Риддерский центр обучения языкам – платит.
Центр обучения государственного и других языков Бородулихинского района – платит.
Да и отдел культуры, развития языков, физической культуры и спорта города Риддера – тоже платит.
И Дом дружбы в Курчатове – платит.
Платит даже областное управление по развитию языков – целому областному управлению не нашлось места в менее подпартийных кабинетах. Ну а с лингвистического центра этого управления мы начали свой рассказ.
Думаете, это только у нас? По всему Казахстану мелкие госорганизации платят за аренду помещений партии власти. По нашим подсчетам, только в системе госзакупок около 500 млн тенге получит партия из бюджета за аренду в 2021 году.
Это должно быть законно – ведь в системе госзакупок к законности сделок должны относиться очень внимательно. Да и внутри самой партии есть идеологи, контрольно-ревизионные комиссии – они бы не допустили подобного, если бы считали, что это способно дискредитировать партию.
Совсем не так с точки зрения налогоплательщика.
Мало того, что закон с 2009 года стал обязывать платить партиям бюджетные деньги по итогам выборов (Нур Отан в то время уже был в абсолютном большинстве в нижней палате парламента). Бюджетные средства партиям выделяются ежегодно в зависимости от представительства в мажилисе. Так еще и на оплату аренды коммерческих помещений уходят бюджетные деньги – налоги, которые в итоге тоже становятся финансовой поддержкой для партии. А прямые заключения договора говорят лишь о том, что это спланированная, сознательная и даже традиционная практика перетекания бюджетных средств в партийную кассу.
Членам партии должно быть вдвойне обидно – они платят членские взносы, а потом еще и их налоги снова идут в партийную кассу уже на оплату аренды для госорганов.
Читаем закон «О политических партиях» и находим там вот такой пассаж: «Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии».
Есть еще одно уточнение – госорганы и госорганизации, конечно, не имеют права жертвовать партиям деньги. Даже «Нур Отану». Но оказанные услуги оплачивать – могут. Даже с 12% переплаты для налога на добавленную стоимость. То, что это все равно в итоге бюджетные деньги в партийную кассу, причем очень конкретной партии, – ну что поделать, у нее есть кабинеты в аренду, у других лишних кабинетов нет, а они так нужны исполнительной власти. Да, часть денег вернется в казну налогами. Это утешает.
И мы понимаем закон так, что предоставление своих помещений в аренду госучреждению, которое таким образом попадает в условную зависимость от арендодателя, и получение таким образом бюджетных средств в виде поступлений от предпринимательской деятельности – это (согласно закону) цель и задача партии Nur Otan.
Зачем это государству? Ведь налицо явная зависимость арендатора от арендодателя, которая существенным образом влияет на работу государственного учреждения.
Даже если это партия власти, в которой состоят практически все чиновники, – но это все же разные институты, причем теоретически конфликтующие: у них должны быть разные цели.
Конфликт интересов – мораль и цели чиновника-госслужащего борются с интересами чиновника-партийца.
Должны бороться в идеальной системе ценностей.