В открытых НПА появился проект правил субсидирования трамвайных перевозок в Усть-Каменогорске.
Согласно порядку, предусмотренному этими правилами, из городского бюджета планируется субсидировать убытки перевозчика трамваями (ТОО «Транспортная компания города Усть-Каменогорска», учредитель которой отдел финансов усть-каменогорского акимата).
Выплаты осуществляются на основании документов, предоставляемых самим перевозчиком, и он несет ответственность за достоверность данных. При этом местный уполномоченный орган определяет плановый объем субсидирования на год, а проверку предоставленных перевозчиком данных в правилах не предусмотрена. Уполномоченный орган в случае с Усть-Каменогорском — Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Что входит в расходы перевозчика, учрежденного городскими властями (то есть – фактически государством)?
- Заработная плата кондукторов и водителей со всеми отчислениями.
- Стоимость электроэнергии.
- Эксплуатационные расходы на содержание и ремонт подвижного состава и вспомогательной техники.
- Эксплуатационные расходы на содержание и ремонт сетей и подстанций.
- Амортизационные отчисления.
- Накладные расходы перевозчика: связь, охрана, страхование, медосмотры, командировки, и многое другое.
- Расходы по кредитам, лизингу или займам у банков второго уровня, связанные с модернизацией транспорта.
- Рентабельность в 15%.
Отметим, что в расходы не включаются потери перевозчика из-за сокращения количества перевезенных пассажиров, если на этих пассажиров или работу городского транспорта накладываются ограничения (санитарными врачами или комендантом при ЧП). Хотя такие ограничения самым непосредственным образом влияют на убыточность владельца трамваев.
Согласно аудиторскому отчету за 2020 год убыток предприятия составил более 55 миллионов тенге. Данных за 2021 год у нас пока нет.
В том же 2020 году городской бюджет через отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог профинансировал на организацию работы трамвайного транспорта десятки миллионов тенге!
По нашим подсчетам, только госфинансирование нужд предприятия за последние три года составило порядка миллиарда (!) тенге.
И это даже не учитывая, что новые трамваи приобретались в 2018 году не компанией и не городским бюджетом, само предприятие тоже выкупалось за деньги не городского бюджета (но все же за государственные, через СПК «Ертiс»).
А теперь мы напомним ситуацию до того момента, как трамвайный парк перешел в ведение предприятия, учрежденного государством.
Анатолий Успенский, бывший владелец трамваев, заявлял, что убыток предприятия составляет 90 млн тенге в год. При том, что у предприятия были арестованы счета из-за претензий налоговых органов, была блокирована нормальная деятельность. И государство тогда не вкладывало денег в заботы частной фирмы: не покупало ей трамваи, не ремонтировало сети и рельсы, не субсидировало работу. Вообще никак не участвовало бюджетом в жизни трамвайной сети. Все это было проблемой частника. И трамваи ходили.
А сейчас городской бюджет платит за работы, которые обязано делать предприятие ради обеспечения собственной работы. Да еще и аким этим гордится. Да – ведь трамваи ходят!
Сравнивая оценки убыточности, той суммы, которую за три года городской бюджет отдал на нужды трамвайного движения, бывшему владельцу трамваев должно было хватить на 10 лет безубыточной работы даже в кризисных условиях государственной войны с ним!
А новое управление не только не сделало прибыльным предприятие, но и по-прежнему находится в ситуации сравнимых убытков с предыдущим владельцем. Да, улучшена сеть, есть новые (старые) трамваи, наверняка внутри предприятия работа поставлена намного более аккуратнее, законнее и правильнее, чем при Успенском.
Но! Горожане оценивают работу транспорта не по тому, как там внутри компании организованы процессы, а по его эффективности, графикам и доступности.
Так вот – вопрос: действительно ли трамвайный транспорт в Усть-Каменогорске стал работать в миллиард раз лучше, чем раньше, что послужило бы достойной оценкой эффективности вложенных на него бюджетных средств?
Получается, что компания с государственным участием, получив в распоряжение Трамвайный парк, так и не смогла за четыре года сделать его рентабельным, несмотря на невероятно щедрую помощь государственного же бюджета. И налогоплательщики платят тариф (который перевозчики стабильно считают невообразимо убыточным для себя), а потом еще и оплачивают расходы компании через налоги и государственные заказы работ, а затем еще и будут субсидировать убытки транспортной компании за счет бюджетных средств через систему субсидирования.
Кстати, предприятие, стабильно генерирующее убытки, стоит в плане приватизации – и его намерены продать в частные руки в октябре 2023 года.
А потом мы читаем пост акима города Жаксылыка Омара о том, что предприятие в 2022 году получит пять новых трамваев!
И у нас вопрос: это традиционно убыточное предприятие собирается усугубить свое финансовое положение, модернизируя трамвайный парк (про купленные в 2018 году при ликвидации трамвайного движения в Алматы мы пытаемся не вспоминать)? Или это бюджет города внезапно раздулся настолько, что покупает для ТОО (пусть и с госуправлением) новую технику за государственные средства?
А ведь сейчас мы платим за проезд, а потом платим еще и из бюджета за то, что якобы не доплатили в цене билета. Да, на протяжении последних лет тариф на поездку в трамвае сдерживается.
Но при таких условиях нет никакого особой необходимости повышать именно тарифы – мы (уже не только пассажиры, но и все мы) все равно оплатим убытки компании со 100-процентным государственным участием, не забыв учесть еще и обязательные 15% ренатбельности предприятия. Все заявляемые потери вернутся бюджетными средствами в казну предприятия через субсидирование.
Вам не кажется, что тут что-то не так?
Что-то не так с умением предприятий, управляемых государством, работать с прибылью и без необходимости доплачивать им из бюджета еще и еще?
Мы приглашаем к разговору директора компании Михаила Чайку и акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара. Надеемся, что вместо обвинений нас в некомпетентности и экономической необразованности, эти люди найдут аргументы, чтобы доходчиво объяснить, что же все-таки происходит с городским транспортом и почему мы, пассажиры, горожане, налогоплательщики при любом раскладе всегда должны платить больше и больше – не только за поездки, но и за само существование такого государственного управления транспортом.
Напомним, что все предыдущие попытки выяснить ситуацию нам не удались: Михаил Чайка посчитал нас недостойными для объяснений, аким города просто теряется, когда мы пытаемся выяснить действительные условия организации электронного билетирования, необъяснимых расходов городского бюджета на трамвайное движение и прочие «несущественные мелочи».