Прямой эфир директора ТОО «Центр управления пассажирскими перевозками города Усть-Каменогорска» (ЦУПП) Нурсултана Карибекова прошел на официальном аккаунте горакимата.
Для начала он рассказал, что введенная с 6 февраля 2021 года система электронного билетирования на городском пассажирском транспорте позволила обеспечить прозрачность денежных потоков. Впрочем, позже он сказал и то, что это система до сих пор не стала прозрачной.
С 1 мая в Усть-Каменогорске вводится дифференцированный тариф на поездки. Заявленная причина – только 11% поездок оплачиваются через транспортные карты, нужен стимулировать их приобретение. Цена поездки – 90 тенге для обладателей Oskemencard и 130 – для тех, у кого карт нет.
По словам Нурсултана Карибекова, «Это не является повышением тарифа, так как для держателей транспортных карт тариф остается прежним». Любопытная казуистика, потому что для бескарточных 89% поездок (а это подавляющее большинство пассажиров сегодня) тариф вырастет – но это «не повышение».
При этом введение дифференцированного тарифа и ожидаемый рост «увеличения вдвое пассажиропотока» (очевидно, речь идет о пассажирах с оплатой картами), по мнению Нурсултана Карибекова, позволит планировать пассажиропотоки, точнее определять потребность в пассажирском транспорте и даже корректировать маршруты и количество транспорта на них.
В городе сейчас работает 20 точек пополнения карт, с 1 мая пополнять карты можно будет в мобильном приложении.
Вопросы и ответы
Нурсултан Карибеков подтвердил, что введение дифференцированного тарифа юридически законно.
На вопрос о планируем совокупном доходе разработчика системы (фирма из Беларуси) в рамках договора ГЧП и о том, включен ли этот доход в тариф, Нурсултан Карибеков ответил, что информация конфиденциальна и озвучена быть не может.
На вопрос о том, почему для потребителя цена одинаковой услуги, оказываемой с одним качеством в одном месте, оказывается разной, Нурсултан Карибеков ответил, что дифференцированный тариф принять «были вынуждены» из-за… низкой популярности транспортных карт, а ЦУППу очень нужно понимать реальную картину пассажиропотока. Что в итоге должно способствовать улучшения сервиса, оказываемого пассажирским транспортом и сделать систему прозрачной. Уточняющий вопрос: «То есть у вас нет прозрачности, а пассажиры должны за это платить? Ваша недоработка по организации контроля приводит к повышению цены поездки для пассажиров?» Отвечая на это вопрос, Нурсултан Карибаев привел пример других городов, в которых введение дифференцированных тарифов позволило улучшить работу пассажирского транспорта, создать условия для обновления парка.
О том, какие конкретно расходы включены в тариф постатейно, Нурсултан Карибеков ответил лишь то, что утвержденный тариф на сегодня является ниже расчетного, изменения тарифа «не происходит». Если вам показалось, что это не ответ на вопрос, то вы правы.
Вопрос: почему карты персонализированы и ребенок, например, не может пользоваться картой мамы. Ответ: «Нам нужно понимать каждого пассажира».
Любопытный ответ прозвучал на вопрос, что должно происходить, если валидатор в автобусе не работает. Нурсултан Карибеков рассказал, что, если ни один способ оплаты картой не работает, автобус признается технически неисправным, должен быть снят с маршрута, а пассажиры поедут на следующем без повторной оплаты поездки.
На претензии, что у детей берут полный тариф, если на карте нет достаточно средств, Нурсултан Карибеков сказал, что так быть не должно, по закону – оплата в таком случае должна быть половинной. При отсутствии карты ребенок должен заплатить половину от «бескарточного» тарифа: 65 тенге. По логике, при наличии карты (хоть и без средств на ней) – 45 тенге.
О льготной цене для социально защищаемым категориям при оплате по картам Нурсултан Карибеков сообщил, что надо обратиться с письменным заявлением в офис компании.
О себестоимости карт и причинах их именно продажи (хотя расходы на применение и использование средств контроля и оплаты однозначно должны быть учтены в тарифах, как, например, производство проездных билетов), Нурсултан Карибеков ответил, что он не может сообщить о себестоимости карт.
На вопрос о причинах пропажи оплаты через QR-коды в автобусах сразу после заявления об их работе, Нурсултан Карибеков ответил, что эта возможность сейчас работает в тестовом режиме и не во всех автобусах.
На вопрос о том, нужна ли городская прописка для получения карты пенсионеру, Нурсултан Карибеков ответил, что городская прописка нужна. Уточняющий вопрос: «Гости города даже при всем желании не могут приобрести карту, потому что нужна городская прописка? Вам не кажется это дискриминационным требованием? Приезжие должны всегда платить больше?» – модератор не озвучила.
В приложении движение автобусов отображается некорректно, почему – спросили у Нурсултана Карибекова. Он ответил, что если такие случаи происходят – обращайтесь в офис компании, и эти обращения будут рассмотрены, но сказал при этом, что приложение работает исправно.
Вопрос: «Что помешало на этапе проектирования системы билетирования сделать ее удобной для потребителей» – например, пополнение карты с баланса сотового или оплата со счета мобильного, а то и банковской картой, – модератором озвучен не был.
Вопрос: «Почему ЦУПП удерживает процент по картам, не в полном объёме переводят перевозчикам деньги, за что снимают проценты?» – озвучен не был.
Вопрос: «Почему в большую сторону дифферент?» – озвучен не был.
Вопрос: «Как будут приезжие приобретать карты?» – озвучен не был.
Вопрос: «Почему бесплатно карты не выдает?» – озвучен не был.
Вопрос: «Когда валидаторы будут работать в маршрутках?» – озвучен не был.