21:49 | 12 декабря 2024 | Четверг

Усть-Каменогорск зоной экологического бедствия не признают, а проблему пусть и не решат, зато обсудят

Если кто-то ждал решительных и кардинальных мер по решению экологической проблемы Усть-Каменогорска, то хотелось бы спросить — а с чем связаны ваши ожидания?

Все основные предприятия города — за исключением титано-магниевого комбината — или государственные (УМЗ, УК ТЭЦ), или у государства в них есть доля (тот же Казцинк). Хуже того, практически все они — основа сырьевой экономики Казахстана: свинец, цинк, титан, магний, топливные сборки — продаются на мировом рынке, и чем дешевле их себестоимость, тем конкурентнее именно наша продукция, тем лучше для Казахстана. Так что у настойчивого желания внедрить побольше новых экотехнологий на таких почти столетних предприятиях есть огромный минус: они дорогие, напрямую влияют на маржу. Вот и как на них давить? Это как себе в ногу стрелять! Вычеркиваем.

Повлиять на автомобилистов, шашлычные, частные дома с котлами на угле и на небольшие частные маслозаводы — не очень реально. Те же маслозаводы — это снова экономика, уже экономика региона, а конкуренция на рынке масла серьезная. И за спад в экономике региона уж точно по головке не погладят, это вам не фантомная экология, о которой даже экологи говорят: в условиях НМУ определить конкретного виновника не представляется возможным…

Что же до автомобилистов, то тут уже те самые горожане, которые так хотят чистого воздуха, взвоют от заботы о городской атмосфере за счет того, что владельцам автомобилей и их семьям придется больше ходить пешком.

Куда ни кинь — всюду клин!

Ну и вспомним, что с пятидесятых годов прошлого века страшный усть-каменогорский воздух всегда пытался отравить людей, но в те времена никого эковопросы не волновали. Хотите жить в рабочем поселении — терпите. Ядерный полигон неподалеку же терпите, так потерпите и выбросы предприятий. Впрочем, тогда социалистическая экономика очень мало интересовалась тем, как работа предприятий скажется на людях.

Но теперь не так. Сейчас люди — все тот же восполняемый ресурс, но формально про них менеджеры госуровня заботятся. Теперь мировое сообщество крайне сильно взволновано и антропогенным влиянием на природу и климат, и тем, что люди мало того, что имеют голос, так еще и хотят более комфортной жизни. И дышать чистым воздухом. Даже в странах третьего мира.

Но в дни очередных неблагоприятных условий, когда весь город две недели кряду закашливался от предприятий-благодетелей, вожжи по кардинальному решению экологических проблем областного центра ВКО взял уже сам аким региона.

И итоговое решение было хоть и беззубым, но очень громко заявленным: для борьбы с экологическими проблемами нужно… создать комиссию. Которая потом когда-нибудь может быть придумает способ побороть проблему.

Пока все «кардинальные решения» идут проверенно безопасными бюрократическими путями: болтовней внутри комиссий о новых датчиках (которые бы просто фиксировали ситуацию, но не улучшали бы ее), о том, что на этот-то раз промпредприятия должны установить еще более эффективные фильтры, а заодно в ходе мозговых штурмов проблемку хотя бы обсудить, если не решить.

Раньше было веселее. Предложения были вплоть до фантастических: установить огромные вентиляторы на холмах вокруг города или вообще перенести промпредприятия куда-нибудь подальше.

Между прочим: С апреля этого года проводилась научно-исследовательская работа по оценке состояния окружающей среды здоровья населения городов Жезказган, Сатпаев, Улытауского района области Улытау. И там всерьез обсуждается вопрос о признании этих зон зонами экологического бедствия.

А у нас? Болталогическая комиссия и слова акима области о том, что Усть-Каменогорск не будет признан такой зоной — но основанные НА ЧЁМ? Исследований же не было. На нашей памяти серьезные исследования проводились разве что после аварии на бериллиевом производстве УМЗ тридцать лет назад, да и то результаты этих исследований искали потом два десятилетия (их там почти засекретили) — и все равно ни к чему это не привело. Хотя бы потому, что исследовали влияние аварии, а не общую экологию города.

Сейчас проблему отравляющего смога будут решать информационно.

Организация образовательных программ для разъяснения населению рисков загрязнения воздуха и способов его снижения, это одно из официальных мероприятий, которыми власти ВКО намерены улучшать экологическую ситуацию в регионе. Во всяком случае, именно так было написано на баннере, сопровождавшем выступление акима ВКО Ермека Кошербаева в СЦК. Кроме того, там значились такие способы, как: установка и калибровка устройств мониторинга атмосферы в каждом районе города; улучшение фильтров на предприятиях; оценка эффективности принимаемых мер и разработка новых предложений, а так же контроль за выполнением экологических стандартов.


Похоже, что, сколько бы ни менялась власть в регионе и областном центре, это никоим образом не влияет на государственную оценку состояния атмосферного воздуха в Усть-Каменогорске. Разве что в этот раз не упоминались шашлычные и слишком большое количество пластиковых окон в городе. При этом, речь о каком-то глобальном пересмотре экологических стандартов не идёт. Хотя по ряду параметров то, что в Казахстане не считается превышением выбросов, по классификации Всемирной организации здравоохранения уже опасно для жизни. Если принять догматы ВОЗ в Казахстане, вряд ли промпредприятия будут очень рады, скорее наоборот, ведь эмиссии выбросов в окружающую среду придётся существенно снижать. Вероятно, поэтому мы имеем то, что имеем. Во всяком случае, аким ВКО признаёт, что проблема есть, но очень оптимистично смотрит на способы её решения. И даже все деньги за штрафы остаются в ВКО. Но – в бюджете. А как они оттуда расходуются и на какие цели – мы с вами прекрасно знаем.

«Мною дано поручение, чтобы все эти штрафы использовались сугубо на цели, направленные на улучшение качества воздушного бассейна и уменьшение количества загрязнений. Мы способствовали, чтобы ряд инициатив наших местных общественников воплотился в виде Бюро экологической защиты Усть-Каменогорска – это общественная организация, членом которой может быть любой житель города, естественно, должны быть ученые, эксперты», — сказал Кошербаев на брифинге.

Что ж, будем ждать эффекта от ещё одного, созданного при акимате собрания, хотя, как нам видится, его работа вряд ли повлияет на снижение выбросов в атмосферу, ведь одна из идей – подключение частного сектора к центральному отоплению возможна лишь при существенном увеличении мощности ТЭЦ, а его и так не хватает. Вся надежда на постройку новой, но ведь и она будет работать на угле, так что точно озонировать воздух не будет.

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ