Антикоррупционная служба ВКО, по результатам внешнего анализа коррупционных рисков в сфере автомобильных дорог, выявила системные коррупционные риски на всех этапах строительства и ремонта дорог — от планирования до контроля и содержания. Во всяком случае, в этом уверен руководитель ведомства Денис Шакенов. На брифинге он рассказал о том, что установлены целых три факта умышленного занижения местными исполнительными органами гарантийных сроков до одного года по договорам среднего ремонта автодорог, хотя согласно законодательству они должны составлять от двух до шести лет.
«Ярким примером этого является договор по среднему ремонту уличных дорог села Маркаколь, на общую сумму 59 млн тенге, где срок гарантийных обязательств составил лишь один год. Более того, по восьми договорам о государственных закупках на сумму 1,8 млрд тенге гарантийные сроки по обеспечению эксплуатации автодорог вовсе не указаны. Например, отдел ЖКХ Катон-Карагайского района заключил договор на средний ремонт автомобильной дороги «Согорное – Балык-Асу» на сумму 341 млн тенге, при этом отсутствуют сроки гарантийных обязательств. По данному вопросу Антикоррупционной службой даны рекомендации об увеличении гарантийных сроков: для строительства, реконструкции и капитального ремонта — не менее 5 лет, для среднего ремонта — не менее 3 лет», — сказал он.
Кроме того, представитель регионального антикора сообщил, что у одного из крупных подрядчиков Восточно-Казахстанского филиала «КазАвтоЖол» в 2022 году истек срок разрешения на эмиссию в окружающую среду. Несмотря на это, компания продолжила эксплуатацию дробильно-сортировочных комплексов без экологического разрешения. Материалы были направлены в Департамент экологии области для рассмотрения и инициирования возмещения ущерба, причиненного окружающей среде. В результате Департамент экологии наложил штраф на сумму свыше 2 млрд тенге. На сегодняшний день подрядчик оспаривает это решение в судебном порядке.