Депутатский запрос члена фракции партии «AMANAT» Екатерины Смышляевой первому заместителю премьер-Министра Роману Скляру о безопасности пассажирских перевозок был озвучен в стенах парламента.
«По данным МВД РК за 2024 год количество ДТП и пострадавших в них граждан страны выросло в два раза. На дорогах погибло 2579 человек, участниками трети аварий стали дети. В числе пострадавших пассажиры такси, разбившихся на трассах в Алматинской, Карагандинской, Жамбыльской, Костанайской и других областях. Отдельная статистика по ним не ведётся, потому что на 95 процентов сегодня рынок состоит из нерегулярных маршрутов и неофициальных услуг. Большая часть перевозчиков концентрируется на платформах-агрегаторах. Ежегодно одним крупным агрегатором обрабатывается порядка 25 миллионов поездок. Некоторые принимают меры, но большинство выступает лишь доской объявлений для водителей и пассажиров, требования к участникам предъявляются минимальные, либо не предъявляются вообще», — сказала мажилисвумен.
По её словам, принятые министерством труда меры по регулированию отношений платформ с самозанятыми частично решают проблему водителей и налогов, но никак не пассажиров. Кроме того, на рынке есть перевозчики, работающие через социальные сети и мессенджеры. Эти услуги вообще никак не отслеживаются. В итоге в системе пассажирских перевозок не соблюдается требования по страхованию ответственности перевозчика перед пассажиром. Отсутствует билетная система, которая позволяла бы идентифицировать услугу, как услугу перевозчика. Семьи погибших и люди, получившие увечья, вынуждены доказывать, что поездка была коммерческой. Медицинский осмотр и предрейсовый контроль водителей не проводится, не проверяется техническое состояние машины перед поездкой. В погоне за заработком водители часто не соблюдают режим труда и отдыха, едут на дальние расстояния без сменщика. Все эти нормы не новые, они предусмотрены в Законе «Об автомобильном транспорте». Контроля их соблюдения нет ни на этапе получения заказа, ни в момент исполнения, поскольку машины перевозчика часто не имеют опознавательных знаков для идентификации дорожной полицией или транспортной инспекцией.
В мажилисе признали, что эти платформы навсегда вытеснили классические регулярные маршруты и диспетчерские службы. Такси стали доступны и пути назад нет. Но, по их мнению, решение вопроса безопасности пассажирских перевозок для новых форматов не терпит отлагательств.
«Необходимо обеспечить выполнение требований законодательства. Во-первых, обеспечить цифровую верификацию водителей во время регистрации заказа или в момент оплаты взноса. Для этого нужно интегрировать информационные системы агрегаторов такси с государственными информационными системами, содержащими информацию о наличии у водителя водительского удостоверения нужной категории, технического осмотра, страхования гражданско-правовой ответственности перед пассажирами. Во-вторых, при регистрации ДТП указывать данные о категории перевозок — частные или коммерческие, а также о перевозчике и платформе, на которой был получен заказ. В-третьих, при оплате поездок отражать в платёжных документах информацию о перевозчике, пассажире, времени и маршруте следования. В-четвёртых, усилить государственный и организовать общественный контроль за соблюдением законодательства в сфере пассажирских перевозок. Современные цифровые инструменты позволяют реализовать это без ущерба для потребителей и добросовестных водителей», — резюмировала свой спич Смышляева.
Если правительство всерьёз возьмётся за выполнение рекомендаций депутатов, а не ограничится отпиской, что всё и без того под контролем, таксистов ждут нелёгкие времена. С одной стороны, это может привести к значительному снижению риска для здоровья казахстанцев, путешествующих между городами и весями на такси. С другой (и это куда более реальный сценарий развития событий) – значительно повысить цены на перевозки и снизить доступность такого рода путешествий.