В правительстве ответили на беспокойство депутатов мажилиса о том, что иностранные маркетплейсы не доплачивают в бюджет налоги и мешают местным товаропроизводителям. Напомним, что парламентарии указывали на то, что Temu, Amazon и AliExpress, используя беспошлинный ввоз посылок стоимостью до 200 евро, создают серьёзные диспропорции в торговле:
«В 2023 году эти платформы поставили в Казахстан товаров на 505 млрд тенге, уплатив лишь 24 млрд тенге налогов (4,8% от оборота). Это в 2,5 раза ниже ставки НДС, обязательной к уплате в стране назначения, что привело к недополучению бюджетом более 60 млрд тенге только по НДС. Для сравнения, казахстанские маркетплейсы несут фискальную нагрузку в размере 16,3%, а при полном соблюдении налоговых обязательств (НДС, КПН, пошлины и др.) — до 62%. Эксперты подсчитали: реализация тех же 505 млрд тенге через местные площадки принесла бы бюджету 136 млрд тенге, включая 82 млрд тенге НДС и пошлин, а также 54 млрд тенге ИПН с 46 тысяч рабочих мест».
По мнению депутатов, иностранные маркетплейсы, не имея физического присутствия в Казахстане, избегают налогов и пошлин, получая конкурентное преимущество перед местными компаниями. Объёмы электронной коммерции удваиваются каждые два года, и в 2025 году потери бюджета могут превысить 250 млрд тенге. К 2029 году, по прогнозам Qaztech, более 50% покупок казахстанцев будут совершаться на иностранных платформах, что усилит вытеснение местных производителей и сократит рабочие места, а потери бюджета приблизятся к 1 трлн тенге.
Что предлагали мажилисмены: обязать иностранные маркетплейсы регистрироваться в налоговых органах Казахстана, ввести обязательное сотрудничество с казахстанскими площадками и производителями (по примеру Индии), обеспечить уплату НДС и других налогов с доходов от казахстанских потребителей и пересмотреть или отменить порог беспошлинной торговли (200 евро и 31 кг).
Интересно, спрашивали ли они мнение о последнем пункте у непосредственных покупателей? И что им ответили люди, которые могут купить с доставкой до двери вещь дешевле, чем она стоит в магазине их населённого пункта (при условии, что она там вообще есть).
И вот правительство в лице заместителя премьер-министра РК Серика Жумангарина ответило. По данным чиновника, с 2022 года в Казахстане действует НДС для иностранных компаний в сфере электронной коммерции. Зарегистрировано 105 таких компаний (Apple, Amazon, AliExpress, Google и др.). В 2022–2025 годах собрано более 83 млрд тенге НДС (2022 — 10,4 млрд, 2023 — 24,3 млрд, 2024 — 35 млрд, 2025 (на 1 марта) — 13,3 млрд). Новый Налоговый кодекс предусматривает регулирование и блокировку сайтов за неуплату НДС. Законодательство Казахстана не распространяется за пределы страны, что делает невозможным обязательное сотрудничество с местными площадками. Порог беспошлинной торговли, а именно лимит в 200 евро и 31 кг установлен Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). Изменение требует согласования на уровне ЕАЭС. Что касается поддержки казахстанских Интернет-магазинов, то до 2023 года субъекты электронной торговли освобождались от уплаты подоходного налога. Сейчас отрасль динамично развивается и не требует дополнительных льгот, но этот вопрос будет рассмотрен в новом Налоговом кодексе. Также предлагается улучшать инфраструктуру (интернет, логистику) для поддержки местных компаний.