Произошедшее можно было бы свалить на что угодно: нерадивые подрядчики, погодные условия, плохие материалы, недостаточный контроль качества работ. Если бы не одно «но» — в свое время аким города Жаксылык Омар очень активно и публично регулярно наведывался на место, делал фото, записывал видео. И всем своим видом показывал, что он контролирует ход работ. Он, а не отдел ЖКХ. Не может же такого быть, чтобы чиновник такого ранга, тем более постоянно растущий в компетенциях, спортивных достижениях и должностях не вникал в суть происходящего?
Иначе зачем ему вообще делать вид, что он понимает в мостостроительстве и что именно от его контроля зависит качество работ и долгая жизнь отремонтированного моста. Как-то не хочется думать, что вот так, используя свой пост, многогранный начальник пытается выдавать результаты чужой работы и чужого контроля за собственные достижения.
Но, если судить по результатам, карма настигла эффективного пиарщика. То, что он с таким тщанием контролировал, сломалось. Такой, значит, был уровень контроля, такая «оценка качества работ».
Мы изучили контракты, заключённые с фирмой «LLC ASIA» отделом жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска. Два из них были подписаны в 2024 году, когда акимом города был известный в ВКО хоккеист Жаксылык Омар. В одном из них речь идёт о восстановительных работах по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с разрушением конструкции (опор № 3, 4, 5, 6, 7) моста через реку Ульба в районе АО «Ульбинский металлургический завод». Оплачено 116 971 279 тенге.
В договоре указано, что исполнитель обязуется выполнить работы, а заказчик обязуется принять их и оплатить лишь при условии надлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту. При этом отдельно отмечено, что заказчик или его представители могут проводить контроль и проверку выполненных работ на предмет соответствия требованиям, указанным в технической спецификации или проектно-сметной документации. Дальше — работы, выполняемые в рамках договора, должны соответствовать или быть выше стандартов, указанных в технической спецификации или проектно-сметной документации. Если же их результаты будут признаны не соответствующими требованиям технической спецификации или ПСД, то исполнитель принимает меры по устранению несоответствий в течение 5 дней с момента проверки. Работа считается выполненной при условии полной сдачи исполнителем работ заказчику в точном соответствии требованиям, указанным в приложениях к договору.
Контракт исполнен – деньги перечислены. Это значит, что заказчика, то есть отдел ЖКХ всё устроило.
Дальше, договор на такие же работы, но других опор — 8,9,10,11. Оплачено 198 692 874 тенге. Договор аналогичный. Техспецификация не приложена. Фактический способ осуществления закупки — из одного источника путем прямого заключения договора. Условия, требования, порядок оплаты, всё аналогичное предыдущему. Контракт также исполнен, финансы перечислены. Делаем вывод – заказчик доволен.
Значит, подрядчик всё выполнил по совести, а контролировавший процесс аким в этом убедился. На что, безусловно, у него есть не только желание, но и необходимые знания и квалификация, достаточные для оценки объектов такого масштаба. Ведь так?
Выходит, что обрушение пролёта – это спланированная против него акция? Призываем первого заместителя акима области раскрыть все детали и готовы опубликовать его версию – почему, несмотря на неоднократные ремонты, произошёл сей инцидент.
Кстати, в феврале этого года был подписан ещё один договор с тем же подрядчиком. Уже на более внушительную сумму 479 502 968 тенге. И теперь читайте внимательно, что стало предметов очередной государственной закупки – «работы ремонтно-восстановительные по текущему ремонту и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера объектового масштаба, возникшей в связи с разрушением конструкции (опор № 3, 4, 5, 6, 7) моста через реку Ульба в районе АО «Ульбинский металлургический завод».
Конечно, Жаксылык Омар не единственный виновный в ситуации. Но единственный, кто на ремонте этого моста пытался заработать себе социальный капитал, рекламируя собственную значимость и компетентность.
Теперь нам интересно, будет ли он отвечать за итог, или выйдет сухим из воды, сохранив имидж хозяйственника? Ведь он на все вопросы сможет ответить: это подрядчики, погода, старость конструкции, отвечал за это заказчик (отдел ЖКХ), а я просто рядом постоял и селфи сделал – за что меня судить?
P.S. Готовя материал, мы решили посмотреть, как экс-аким города именно что контролировал процесс ремонта. Ругал нерадивых подрядчиков, хвастался об окончании ремонта и открытии моста. Нашли вот такую ссылку, в его же инстаграмме:
Но… она оказалась нам недоступной.
Наверное, чиновникам стоило бы использовать такие платформы, на которых невозможно удалять свои ранние сообщения.


Наверное, чиновникам стоило бы использовать такие платформы, на которых невозможно удалять свои ранние сообщения.