Произошедшее можно было бы свалить на что угодно: нерадивые подрядчики, погодные условия, плохие материалы, недостаточный контроль качества работ. Если бы не одно «но» — в свое время аким города Жаксылык Омар очень активно и публично регулярно наведывался на место, делал фото, записывал видео. И всем своим видом показывал, что он контролирует ход работ. Он, а не отдел ЖКХ. Не может же такого быть, чтобы чиновник такого ранга, тем более постоянно растущий в компетенциях, спортивных достижениях и должностях не вникал в суть происходящего?
Иначе зачем ему вообще делать вид, что он понимает в мостостроительстве и что именно от его контроля зависит качество работ и долгая жизнь отремонтированного моста. Как-то не хочется думать, что вот так, используя свой пост, многогранный начальник пытается выдавать результаты чужой работы и чужого контроля за собственные достижения.
Но, если судить по результатам, карма настигла эффективного пиарщика. То, что он с таким тщанием контролировал, сломалось. Такой, значит, был уровень контроля, такая «оценка качества работ».
Мы изучили контракты, заключённые с фирмой «LLC ASIA» отделом жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска. Два из них были подписаны в 2024 году, когда акимом города был известный в ВКО хоккеист Жаксылык Омар. В одном из них речь идёт о восстановительных работах по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с разрушением конструкции (опор № 3, 4, 5, 6, 7) моста через реку Ульба в районе АО «Ульбинский металлургический завод». Оплачено 116 971 279 тенге.
В договоре указано, что исполнитель обязуется выполнить работы, а заказчик обязуется принять их и оплатить лишь при условии надлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту. При этом отдельно отмечено, что заказчик или его представители могут проводить контроль и проверку выполненных работ на предмет соответствия требованиям, указанным в технической спецификации или проектно-сметной документации. Дальше — работы, выполняемые в рамках договора, должны соответствовать или быть выше стандартов, указанных в технической спецификации или проектно-сметной документации. Если же их результаты будут признаны не соответствующими требованиям технической спецификации или ПСД, то исполнитель принимает меры по устранению несоответствий в течение 5 дней с момента проверки. Работа считается выполненной при условии полной сдачи исполнителем работ заказчику в точном соответствии требованиям, указанным в приложениях к договору.
Контракт исполнен – деньги перечислены. Это значит, что заказчика, то есть отдел ЖКХ всё устроило.
Дальше, договор на такие же работы, но других опор — 8,9,10,11. Оплачено 198 692 874 тенге. Договор аналогичный. Техспецификация не приложена. Фактический способ осуществления закупки — из одного источника путем прямого заключения договора. Условия, требования, порядок оплаты, всё аналогичное предыдущему. Контракт также исполнен, финансы перечислены. Делаем вывод – заказчик доволен.
Значит, подрядчик всё выполнил по совести, а контролировавший процесс аким в этом убедился. На что, безусловно, у него есть не только желание, но и необходимые знания и квалификация, достаточные для оценки объектов такого масштаба. Ведь так?
Выходит, что обрушение пролёта – это спланированная против него акция? Призываем первого заместителя акима области раскрыть все детали и готовы опубликовать его версию – почему, несмотря на неоднократные ремонты, произошёл сей инцидент.
Кстати, в феврале этого года был подписан ещё один договор с тем же подрядчиком. Уже на более внушительную сумму 479 502 968 тенге. И теперь читайте внимательно, что стало предметов очередной государственной закупки – «работы ремонтно-восстановительные по текущему ремонту и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера объектового масштаба, возникшей в связи с разрушением конструкции (опор № 3, 4, 5, 6, 7) моста через реку Ульба в районе АО «Ульбинский металлургический завод».
Конечно, Жаксылык Омр не единственный виновный в ситуации. Но единственный, кто на ремонте этого моста пытался заработать себе социальный капитал, рекламируя собственную значимость и компетентность.
Теперь нам интересно, будет ли он отвечать за итог, или выйдет сухим из воды, сохранив имидж хозяйственника? Ведь он на все вопросы сможет ответить: это подрядчики, погода, старость конструкции, отвечал за это заказчик (отдел ЖКХ), а я просто рядом постоял и селфи сделал – за что меня судить?
P.S. Готовя материал, мы решили посмотреть, как экс-аким города именно что контролировал процесс ремонта. Ругал нерадивых подрядчиков, хвастался об окончании ремонта и открытии моста. Нашли вот такую ссылку, в его же инстаграмме:
Но… она оказалась нам недоступной.
Наверное, чиновникам стоило бы использовать такие платформы, на которых невозможно удалять свои ранние сообщения.