08:32 | 27 ноября 2025 | Четверг

Остановятся ли 1 января 2026 года самосвалы в Казахстане

Обострилась дискуссия вокруг статьи 38-2 Закона «Об автомобильном транспорте», согласно которой с 1 января 2026 года предполагается запрет на движение трёхосных самосвалов общей массой свыше 25 тонн. Несмотря на то, что рабочая группа мажилиса уже одобрила поправку об исключении этой нормы в рамках подготовки Строительного кодекса, до момента вступления запрета в силу остаётся всё меньше времени. Депутаты предупреждают, что промедление может обернуться серьёзными экономическими и социальными последствиями.

По данным, приведённым в запросе в кабмин утверждается, что под действие будущего запрета подпадают около 36,5 тысячи самосвалов, используемых в строительстве, дорожных работах, коммунальном хозяйстве, энергетике, системах водо- и газоснабжения, недропользовании, а также в работе МЧС и акиматов. Фактически речь идёт о машинах, обеспечивающих значительную часть инфраструктурных и аварийных процессов в стране. Особый риск депутаты видят для аграрного сектора. Многие фермеры, по их оценке, даже не осведомлены о том, что уже в 2026 году перевозка зерна, хлопка, удобрений, кормов и урожая на переработку может оказаться вне закона. В период уборочной кампании это способно парализовать логистику и ударить по сельхозпроизводителям, для которых крупнотоннажные самосвалы являются одним из ключевых средств перевозки.

Что до остальных сфер, то в теории возможно сокращение техники для вывоза снега зимой, дефицит самосвалов для работ ЖКХ, отсутствие достаточного числа машин для перевозки грунта и инертных материалов, сложности при ликвидации аварийных ситуаций. Акиматы, предупреждают депутаты, могут оказаться не способны в полном объёме выполнять функции по благоустройству и исполнению госзаказов на строительство социальных и инфраструктурных объектов. Отдельное недоумение вызывает выборочная направленность запрета. Трёхосное шасси используется не только в самосвалах, но и в бетономешалках, контейнеровозах, зерновозах и автобусах. По конструкции это схожие транспортные средства, однако регулирование затрагивает только одну категорию. При этом все самосвалы, на которые распространяется норма, прошли сертификацию для эксплуатации в Казахстане и часто приобретены в лизинг или кредит.

Запрет, по мнению депутатов, может поставить владельцев техники на грань финансовых трудностей: потеря дохода лишит их возможности обслуживать обязательства и создаст дополнительную социальную напряжённость.

В направленном премьер-министру Олжасу Бектенову запросе депутаты просят представить официальную позицию правительства по вопросу отмены либо приостановления действия статьи 38-2. Помимо этого предлагается до 1 января 2026 года принять решение о временной приостановке её действия, чтобы предотвратить масштабные последствия для отраслей и населения.

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ