04:08 | 23 декабря 2024 | Понедельник

Зачем ребенку сотовый телефон в школе?

Как победить напасть? И надо ли ее побеждать?

Я-то не против соток в школах, если у учителя существует реальная возможность надрать уши тем, кто этими сотками пользуется на уроке. Особенно, если играет в очередную убивалку времени (а чем там еще ребенок может заниматься в телефоне?). Но у учителей нет ни возможностей, ни прав. У них вообще-то даже рекомендательного голоса в этом вопросе нет. Если учитель объявит категорический запрет на сотки, найдутся родители, которые с удовольствием обжалуют такой произвол. Если учитель запретит детям пользоваться сотками под угрозой их изъятия — опаньки, опять произвол и превышение полномочий. Поддержит директор такую позицию — так и на любого директора есть должности повыше. Но если учитель заявит о такой угрозе, а выполнить ее не сможет — прощай авторитет, прощай надежда, что в следующий раз к требованиям учителя дети прислушаются, — они-то прекрасно чувствуют слабину и возможность лишний раз повыпендриваться. И я понимаю, почему учителя не настаивают на своей позиции, оставляя этот вопрос для решения самим родителям.

Но вот с этим-то и проблема. Кто-то детей в строгости держит — все по науке: час вечером на компьютерные игры, а больше ни-ни. А кто-то отдает телефон на откуп ребенку, лишь бы не зудел над ухом.

Кто-то считает сотку вселенским злом, а кто-то говорит о том, что технологии настолько проникают в нашу жизнь, что чем раньше ребенок эти технологии освоит, тем легче ему будет в дальнейшем их использовать.

И вот тут возникает дилемма.

Я понимаю, зачем самому ребенку сотка.

Все с сотками, на переменах у стен выстраиваются колонны детишек, уткнувшихся в свои телефоны.

Сотка — это круто. Если сотки у тебя нет, а у всех есть, — ты лох, нищеброд и неудачник. Если есть, но бабушкофон — тоже лох. Детки — они жестокие твари, они любят при случае унизить ближнего, а тут такой прекрасный повод.

Почему ему нельзя, если всем другим можно? Ну это на самом деле совершенно необъяснимо для малыша. Тупые запреты без объяснений приведут к тому, что он и сам почувствует — его интересы игнорируются родителями. А ему с самого начала в школе нужно укрепить свой статус в группе. А в идеале, конечно, — быть самым крутым. А тут его на самое дно отправляют.

Ну и опять-таки про смысл школы. Это вам надо, чтобы он там учился, учителям надо. А самому ребенку очень редко хочется учиться настолько, чтобы отдавать учебе предпочтение перед играми.

Я понимаю, зачем родителям нужно, чтобы у ребенка была сотка.

В нынешних условиях выяснить, где дите, и все ли у него в порядке, — одна из объективных надобностей.

Встретиться, договориться, позвонить родителям при проблемах, сказать маме, что он ее любит, наконец, или что только что успешно сдал домашку — как сегодня жить без этого?

Если все действительно с сотками, то ребенок с точки зрения многих родителей проигрывает и в статусе, и коммуникабельности, и вообще прошли давно времена, когда дети с удовольствием играли в футбол на школьном стадионе, — им сейчас виртуальный футбол милее.

Далеко не каждый ребенок способен отстоять позицию родителей перед сверстниками о запрете сотки в школе. Больше того, далеко не каждый эту позицию разделяет. И он сам чувствует себя вне поля обычного общения, когда все делятся своими новыми фотками, установленными игрушками и новыми фишками, а ему приходится собирать крышечки от бутылок, чтобы во что-то поиграть.

Ну а как же без милых сердцу понтов? Как же это — представлять себе, что мой ребенок самый-самый крутой в своем классе, и у него такие клевые родители? А у других родителей то зарплаты ниже, то требования жестче.

Я понимаю, почему сотка в школе не нужна.

Я еще готова смириться с сотками в пятом-шестом и выше классах — там дети взрослее, они хотя бы управляемые. Но уже и первоклашка требует с собой смартфон в школу, потому что «у всех же в классе есть»!

Все-таки, чуть ли не единственная функция сотового для школьника — игра. Играть в сотке можно до тех пор, пока батарея не сядет. Зачем это в школе, если он и дома сидит в этом телефоне? В школе учиться надо, а не в игры играть на смартфонах. И перемены нужны, чтобы ребенок успел побеситься между уроками и выплеснуть накопившуюся энергию, а не инфантильно подпирать стену, уставившись в дисплей.

В школе — строгая иерархическая система, даже если это не осознают родители. Отжать у малышка сотку — практически ненаказуемо. Особенно, если зашугать малыша настолько, что он и не узнает обидчиков или не запомнит их. Все-таки в соседних коридорах учатся семи-девятиклассники рядом с третьеклашками. Какое наказание ждет обидчиков, если их поймают? Пожурят. Телефон вернут. Все. Завтра и обидчик, и тот, кого обидели, снова будут учиться в соседних классах. Вы давно были в школе? Не у каждого хватит смелости заявить на обидчиков, а потом еще и отбиться от них. Так зачем сознательно подставлять ребенка на проблемы, даже если он сам не осознает такой возможности. Вы-то сознаете?

В далекие времена начала галактики школьники мерялись «дипломатами», джинсами, ручками и часами. Сейчас — смартфонами. И каково вам, купив ребенку по его очень настойчивой просьбе смартфон за свою месячную зарплату, отпускать его с ним в школу. А потом узнать, что этот смартфон то ли потерялся, то ли поменялся, то ли отобрали. Каково знать, что отправляете его на совершенно осязамый риск. Легкая добыча. Не только для тех, кто учится в школе с ним, но и для любого, мимо кого он проходит. Сейчас каждого второго школьника возьми за шиворот, так у него в ранце лежит игрушка, которую можно толкнуть за пять-десять тысяч на ближайшем углу. Скажете, преувеличиваю опасность?

Но при этом я понимаю, что корни вот этой помпезной «статусности» и «крутости» от обладания дорогой игрушкой, выпрошенной у родителей, — в семьях. И родители, которые заботятся о том, чтобы у ребенка было все самое лучшее, приложили немалое участие в формировании образа крутости только лишь от обладания более навороченной игрушки, чем у других. Даже в садике и то выплывало такое. А тут — школа.

Самое разумное решение, как мне кажется, это какое-то всешкольное заявление на уровне администрации о возможности или невозможности использования и наличия сотовых телефон у детей. С соответствующим контролем. Но у педагогов и так забот выше крыши, чтобы еще и за этим следить. И, кажется, такое заявление невозможно — иной раз сотки детям действительно нужны. Это мы жили в детстве без них, а сейчас детство другое — уже без них никак. И что? На входе в школу сдавать? Нереально. Какой выход был бы правильным?

Подскажите, а в ваших школах как решены вопросы с сотками у детей? Так же — никак?

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ