20:03 | 29 марта 2024 | Пятница

Побеждаем детские страхи

Мама я боюсь! Рано или поздно услышит каждый родитель. Страх – это базовый эмоциональный процесс, присущий человеку с рождения.

У каждого возрастного периода страхи свои. И связано это со становлением личности, развитием психики и приобретением жизненного опыта. Младенцы выражают беспокойство при громких звуках, при отсутствии матери или при виде чужих людей. Дошкольники в 2-3 года могут боятся наказаний, врача, темноты. В 3-4 года появляются страхи, связанные с развитием фантазии, и ребенок начинает бояться чудовищ, им самим же придуманных. К 6-7 летнему возрасту появляются страхи потери, смерти близких и смерти вообще.

Очень часто мы сами учим детей боятся. Пресловутый «бабайка», «страшный дядя полицейский», да что мы только не придумаем, чтобы усмирить детей, – фантазия у родителей богатая.

Но у детей фантазия еще богаче, и вот они уже боятся и даже «видят» во всех деталях этого «бабайку», выглядывающего из-за угла. И это может привести к тяжелым последствиям, когда ребенок будет бояться уже на неосознанном уровне. Это внушенные страхи, причина которых – многочисленные родительские запреты, угрозы, слишком эмоциональные рассказы об угрожающей опасности.

Бывает, малыша действительно напугал какой-то чужого человек или огромная собака. И вот малыш уже боится всех собак, всех чужих людей. Такие страхи наиболее легко поддаются коррекции. Главное – вовремя заметить и правильно избавиться от них.

В определенную группу можно отнести страхи на почве внутрисемейных конфликтов. На первый взгляд, сложно провести параллель между страхом и его причиной. Но все же возможно.

Вот, например, пятилетка очень, до дрожи, стала бояться пожара. Вроде, и пожара-то не видела, только на картинке. Но ни уговоры, ни объяснения не помогали. Как оказалось, недавно у родителей произошел серьезный разлад, и для маленькой девочки развод любимых родителей был равен пожару. После психотерапевтической работы с девочкой и мамой страх исчез.

Самое серьезное последствие страхов – невроз.

Появлением невроза считаются страхи, нетипичные для данного возраста малыша. Например, боязнь надевать красную курточку. Такие страхи необходимо правильно оценить, и диагноз «невроз» может поставить только специалист. И он же поможет с ним справиться.

Но какой бы страх у вашего ребенка ни появился, основная задача нас – родителей – внимательно относиться к чувствам ребенка. Не принижать значение страха, не игнорировать жалоб. И уж тем более – не стыдить за «трусость». Правило «клин клином вышибают» тоже не работает! Не стоит толкать ребенка в лифт, которого он боится, заставлять спать одному в темноте и т.д. и т.п. Этим вы не только подорвете свой родительский авторитет, но и усугубите ситуацию до невроза.

Важно подкреплять в ребенке чувство безопасности и доверия к вам. Обсуждайте с ребенком его страхи, выслушивайте его и принимайте эмоции, будьте понимающим. Главная задача – понять, что послужило причиной страха. И поработать самим или со специалистом над коррекцией страхов. Опасаетесь вести к специалистам ребенка, тогда хотя бы встретьтесь с ними сами – опишите ситуацию, выслушайте рекомендации. Но учтите, что ваш ребенок – уже личность, он может воспринимать мир совершенно не так, как вам кажется. Специалисты помогут разобраться в истинных причинах страхов.

Практика

Предлагаю, для примера, несколько арт-терапевтических практик: как избавится от боязни «страшных снов», нередкого явления у дошкольников.

«Рисуем страх»

Расспросите ребенка о его страхе. Предложите ребенку нарисовать тот сон, который его так напугал. Пусть сам выберет цвета, сам нарисует то, что сочтет нужным. Не давите «своим мнением», не подсказывайте, не направляйте – просто задавайте наводящие вопросы. Поверьте, его подсознание нарисует именно то, что нужно именно в этот момент, то чего боится именно он. После, обсудив нарисованное, попробуйте вместе сделать этот страх смешным или добрым. Можно нарисовать улыбку, можно дать в лапу шарик, цветочек. Лучше, чтоб это все придумывал сам ребенок. От вас нужны поддержка и эмоциональное поощрение. После придания рисунку позитивных черточек, обсудите его, найдите способ примирить ребенка с его страхом, разглядеть в нем не ужас, а нечто нейтральное или даже доброе.

«Крокодил»

Поговорите с малышом, спросите, чего боятся страшные сны. Подумав, он обязательно выдаст ответ. Варианты могут быть самые разнообразные: солнца, цветов, крокодилов… Вот вы и нарисуйте этих самых «крокодилов». И после обсуждения вопроса «Откуда к нам может пролезть страшный сон?», оставьте там этих «крокодилов». Это могут быть подоконник, место на полке над кроватью, на тумбочке – там, где придумал ребенок. Это даст ему возможность думать, что защищен, успокоиться.

«Ловец снов»

Если с рисованием совсем туго, то идем в магазин и покупаем «ловец снов». По сути, штука в хозяйстве совершенно бесполезная, но нам просто необходимая. Выбираем вместе с ребенком тот, что понравился именно ему. Принесите его домой и вместе произнесите «волшебные слова» для придания ловцу «особенной волшебной силы». Можно купить такой амулет самостоятельно, но окутать эту покупку сказкой: «Гномик передал тебе, Федя, чтобы ты не боялся засыпать. Гномик сказал, что ловец снов поймает все плохие сны и пропустит к тебе только хорошие». И не просто повесить над кроватью, а рассказать, как вот в эту сеточку, как в сеть паука, запутываются все плохие сны, и они не смогут добраться до ребенка. В общем, чем сказочнее история, тем интересней для ребенка, тем она эффективней для снижения страхов. Да и вы потренируете свою фантазию. Уточните, что ловец снов не всегда успевает поймать плохой сон – на случай, если неприятности будут продолжаться, – но он со временем обязательно хорошо научится отличать плохие сны от хороших.

Обнимите и поцелуйте своих детей.

Новые статьи

Не пропустите
НОВОЕ