В редакцию обратился житель Глубоковского района, дом которого пострадал от паводков. Он спрашивал, почему во всех СМИ пишут о том, что последствия паводков устранены, компенсации выплачены, а его дом так и остался без ремонта.
Как выяснилось, оценочная комиссия определила сумму компенсации по ремонту жилья нашего героя в 1,2 миллиона тенге, но опасаясь, что ремонт будет сделан некачественно, а приобретенные через госструктуру материалы окажутся неподходящими, владелец решил заказать их самостоятельно. Для этого он предоставил в комиссию счета от магазина-поставщика стройматериалов. Два месяца наш герой ждал, когда же предоставленный им счет будет оплачен за счет компенсационных денег. Прошло два месяца, счет не оплачен. Материалов для ремонта, естественно, тоже нет.
Вроде бы это бездействие властей? Но если это и так, то именно наш герой должен был обратиться в местную администрацию с жалобой на ситуацию. По крайней мере, из ответа он бы узнал, кто виноват, чего ждать. А вот терпеливое ожидание не даст вообще никакого результата: нет жалобы, нет и проблемы.
К сожалению, мы с вами часто считаем, что беседа по телефону, либо устные напоминания чиновникам о своей проблеме имеют какое-то значения. Нет. Несмотря на то, что «устный запрос» и предусмотрен законодательством, на самом деле доказать его в подобной ситуации очень сложно. Когда речь идет о любых взаимоотношениях с властями – пишите жалобы, обращения, просьбы, регистрируйте их в канцеляриях, обращайтесь в прокуратуру, если ваши жалобы оставляют без внимания. Поверьте, такой подход намного эффективнее томительного ожидания.
Но решать-то проблему все равно надо – компенсации предусмотрены, сумма ущерба определена, и этот ущерб должен быть возмещен за счет выделенных на это средств, гарантированных государством. Нехорошо пользоваться, тем, что пострадавшие не очень четко представляют себе механизмы взаимодействия с органами власти. Но и сами люди должны уметь защищать свои права.
Что делать? Письменно обратиться в администрацию, описать ситуацию и потребовать ответа и разъяснения порядка действий. По закону РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» на такое обращение должен последовать ответ. Согласно статье 8 этого закона: либо в течение 15 календарных дней, если не потребуется проверка с выездом на место или дополнительных консультаций, либо 30 календарных дней, если что-то из этого потребуется. Если же вопрос сложен и быстро его не решить, то сроки рассмотрения могут быть увеличены, но об этом заявителю обязательно сообщат.
По крайней мере, именно тогда человек, считающий себя пострадавшим от властей, будет располагать необходимыми документами, чтобы доказать это.
Время еще есть – жалобы на бездействие властей можно подавать в течение трех месяцев с момента, когда заявителю стало известно о таком бездействии.
А редакция продолжит следить за ситуацией и когда будет возможным раскрыть имена, обстоятельства и детали события, расскажет, как же решались довольно серьезная проблема, и кто виновен в том, что ее нельзя было решить быстрее.
При этом мы прекрасно понимаем, что именно жители оказываются крайними в вопросах, касающихся документов – у них множество дел и без того, чтобы следить за многотомными нюансами и разъяснениями законодательства. И они всегда будут в проигрыше против юристов и более-менее подкованных чиновников в вопросе законов. Но это тема отдельного разговора. Того самого, что формула “незнание закона не освобождает от ответственности” играет против тех, кто не способен разобраться в небоскребах законодательных требований и возможностей. Но все же основные свои права и законы, их защищающие, знать и использовать следовало бы каждому.
Ну а FACTUM с помощью наших авторов будет стараться рассказывать об основных законах, которые способны нам помогать в защите наших интересов.